Споттер из полуавтомата своими руками
Споттер из сварочного аппарата
Споттеры активно используются в СТО и частных мастерских. Благодаря этому оборудованию можно быстро вернуть кузову машины нужную форму, причем последующая обработка проблемного участка (зачистка, шпаклевка, покраска) минимальна. Споттеры стоят не дешево, поэтому некоторые пытаются их собрать самостоятельно. Выполнение этой задачи можно ускорить если под рукой есть поломанный или неиспользуемый сварочный агрегат. Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками? Что еще нужно включить в схему? Из каких элементов можно сделать рабочие части?
Схема споттера и ее работа
Соорудить споттер своими руками из сварочного аппарата легче и быстрее, чем когда нет вообще никакой материальной основы. Но чтобы процесс создания получился успешным необходимо разобраться в принципе работы споттера. Для этого имеются соответствующие видео и разнообразные схемы в интернете. Они могут немного отличаться по составляющим, но большинство функционирует именно так:
- Напряжение поступает из бытовой сети на первый трансформатор (Т1). Пройдя его первичную и вторичную обмотку, оно понижается до безопасного значения, позволяющего заряжать основные элементы схемы.
- После Т1 ток поступает на диодный мост.
- Реле перенаправляет напряжение с диодов на конденсаторы, которые начинают заряжаться.
- При достижении необходимого уровня заряда, реле отключает конденсатор и пускает ток по второй линии, содержащей тиристор и еще один трансформатор (Т2). Обмотки этого трансформатора изменяют параметры тока, позволяя сварщику контактировать со свариваемым изделием. Одновременно повышается сила тока, способная точечно расплавлять металл в зоне нагрева.
- Для регулирования силы тока, между Т2 и изделием устанавливают сопротивление.
- Импульсный сварочный ток действует 0.1 — 0.4 секунды, что обусловливается параметрами конденсатора.
- Когда последний становится разряжен, тиристор закрывается, и запускается первая линия, работающая на зарядку. Так заканчивается полный цикл аппарата, и действие повторяется снова.
Что понадобится для сборки
Чтобы смастерить споттер своими руками требуется заготовить необходимые элементы схемы, и продумать из чего собрать аппаратную часть. Какое-то оборудование придется купить в магазине, а некоторые детали найдутся и в гараже.
Основное устройство — это трансформатор от сварочного аппарата, — уже имеется. Именно из него получиться извлекать сварочный ток. Другие элементы конструкции и их параметры такие:
- Второй трансформатор для запитывания всех составляющих цепи.
- Переменный резистор. Его минимальное значение должно начинаться от 100 Ом. Мощность рассеивания здесь в расчеты не принимается и подойдет любое значение.
- Диодный мост около 8 V, с полной комплектацией, поддерживающий работу цепи на 12 V. Вместо этого узла возможна установка симисторов.
- Конденсатор, накапливающий ток для подачи импульса, должен иметь емкость 1000 мкФ. Это позволит высвободить достаточный ток для сварки. Максимальный показатель поддерживаемого напряжения конденсатора 25 V.
- Тиристор, перенаправляющий напряжение из первого потока во второй и наоборот. Можно купить модель ПТЛ-50 или аналогичную по параметрам. Главное требование, это способность функционировать при 220 V, и создавать импульс с минимальной силой тока в 45 А. При меньших значениях сварка споттером будет слабой, и обратный молоток будет отрываться при ударе, вместо вытягивания поверхности изделия.
Трансформатор и его модификации
Понимая процесс, происходящий внутри оборудования, и посмотрев несколько видео по его работе, можно приступать к делу. Создание споттера из сварочного аппарата своими руками является более быстрым, поскольку подразумевает уже наличие сварочного трансформатора — одного из основных элементов устройства.
Преимущество заключается в том, что его выходное значение по силе тока уже соответствует требуемому для сварки. Для работы импульсной дугой требуется диапазон сварочного тока от 40 до 1000А. Много трансформаторов от сварочных устройств выдают именно такие параметры. Если же максимальная сила тока трансформатора меньше, то ее можно повысить изменив вторичную обмотку.
Для этого «родная» вторичная обмотка полностью удаляется (зубилом или стамеской). Это следует выполнять аккуратно, чтобы не повредить изоляцию первичной обмотки. После чего можно намотать кабель сечением 50 мм квадратных в количестве семи витков. Если в наличие провод с меньшим сечением (30 мм квадратных), то потребуется большее число витков на вторичной обмотке (около 10 витков).
По аналогичной схеме действуют и при сборке споттера из полуавтомата. Ключевым элементом является трансформатор, выдающий требуемые величины тока. Споттер из инвертора тоже возможен, и его напряжение будет еще более лучшим для импульсной сварки. Трансформаторный узел помещают в схему на место Т2, а остальные детали собирают в соответствии с параметрами цепи.
Изготовление рабочих частей
Рабочим элементом, которым выполняется большинство манипуляций при использовании споттера, является пистолет или его совмещенная версия с обратным молотком. Его можно купить сразу в магазине для сварки, а возможно изготовить и самостоятельно.
Свой самодельный пистолет можно сделать из неработающей дрели, удалив из нее внутреннюю часть. Как основа, подойдет и клеевой пистолет. Устройство необходимо снабдить штангой и надеваемым утяжелителем. Последний можно изготовить на токарном станке с внутренним отверстием, соответствующим диаметру штанги.
Конец штанги снабжается специальным зажимом для фиксации электрода или приварочных шайб. Кабель от аппарата к пистолету важно подобрать достаточно толстым. Хотя импульсная сварка кратковременна, и не сильно перегревает цепь, слишком тонкий кабель может оплавиться.
Корпус
Создание споттера из сварочного аппарата, полуавтомата или инвертора, удобно и наличием готового корпуса. В нем уже имеется диэлектрическое основание или крепежные шайбы под трансформатор, исключающие попадание тока на корпус. Удалив ненужные элементы, можно расположить основные составляющие цепи.
Наружная панель сварочного агрегата уже имеет достаточно отверстий для вывода основных кнопок и приборов. Для самодельного споттера потребуется вывести:
- тумблер включения;
- переключатель режимов (импульс или сварка угольным электродом);
- значение А;
- значение V;
- индикатор сети;
- разъемы под кабель пистолета и массы.
Возможности самодельного споттера
На что способен споттер из сварочного агрегата демонстрируется на видео. Им возможно выполнять сварку шайб, проволоки и других приспособления для выравнивания геометрии кузова. Из технических характеристик такие аппараты имеют:
- питающее напряжение 220 V;
- частоту тока 50 Гц;
- мощность 10 кВт;
- рабочий ток от 40 до 1000А;
- напряжение вторичной обмотки 8-12 V;
- импульс 0.1-0.4 секунды;
- тяговое усилие иглы около 100 кг.
Если в наличии имеется нерабочий сварочник, то это хорошая основа для создания самодельного споттера. Ключевой элемент — трансформатор, уже имеется, а готовый корпус ускорит процесс комплектации. Если параметры трансформатора не соответствуют требуемым, необходимо всего лишь изменить вторичную обмотку.
Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками
Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.
Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.
Простой способ рихтовки и сварки кузова
Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.
А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.
Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.
Как он работает: нюансы
Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.
Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.
Чаще всего у споттера следующие режимы работы:
- Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
- Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.
Споттер из инвертора
Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.
Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.
Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:
- трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
- тиристор на 200 вольт;
- реле на 30 ампер;
- кнопка управления;
- контакты на 220 вольт;
- диодный мост.
Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.
Как это работает
Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.
В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.
Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.
Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.
Материалы
Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.
Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.
На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.
Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.
Функции и характеристики
Функции споттера следующие:
- сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
- точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
- прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.
Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:
- напряжение сети должно быть 220 вольт;
- частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
- максимально допустимая мощность – 10 кВт;
- максимальный рабочий ток – 1300А;
- напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
- производительность – 15%;
- тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
- тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
- размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
- вес конструкции 32 кг.
Как работать споттером
Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.
Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.
Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.
После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.
Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.
Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.
На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер. Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.
Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.
Как сделать споттер?
Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током — под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.
Необходимые материалы
Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:
- привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
- тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
- реле (30 Ампер);
- диодный мостик;
- контактная группа на 220 вольт;
- любая подходящая кнопка для управления.
Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.
Сборка
Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер.
Процесс сборки состоит из следующих этапов:
- С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
- Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
- Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт. Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.
- Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой. Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.
- Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
- Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.
Изготовление трансформатора
Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.
Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.
Изготовление стаддера
Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.
Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.
Как правильно работать с механизмом?
Для быстрого и четкого выполнения кузовных работ нужно не только правильно собрать споттер для рихтовки авто своими руками, но и знать некоторые важные нюансы при работе с ним:
- необходим постоянный контроль работы каждой детали устройства;
- при обнаружении неполадок лучше всего обратится к высококвалифицированному мастеру;
- чтобы пользоваться прибором было удобно, все элементы, при помощи которых осуществляется управление, лучше вывести на лицевую панель;
- проследить, чтобы длина проводов не превышала 2,5 метра – это не лучшим образом отразится на работе агрегата;
- прежде чем применить аппарат точечной сварки, деформированную поверхность обязательно нужно зачистить от каких-бы то ни было видов покрытия – будь то лакокрасочные материалы или пятна ржавчины. Это обеспечит качественное соединение двух металлов и может существенно повлиять на конечный результат;
- в обязательном порядке к поверхности, подлежащей рихтовке, присоединяют контакт заземления;
- на предварительно очищенную поверхность авто приваривают крепеж, через который происходит присоединение сварочного приспособления;
- к приваренному крепежному элементу производится захват споттера пистолетом, а затем вытягивание вмятины. Но на этом процесс не заканчивается. Для полной коррекции металлической поверхности, в зависимости от ее толщины, прибегают к помощи дополнительных инструментов – стапелей, гидроцилиндров, обратного молотка для споттера и проч.;
- после того, как желаемый результат достигнут, приваренный элемент скручивают, а место его контакта с кузовом обрабатывают шлифовальной машинкой.
Тем мастерам, для которых изготовление споттера из полуавтомата является дебютом в работе с электроникой, рекомендуется досконально изучить графическую схему споттера, а также просмотреть соответствующее видео.
Споттер из сварочного аппарата, изготовленный своими руками
В хозяйстве и строительстве часто используют аппарат для сварки. Любители автотранспорта считают незаменимой вещью споттер – сварочный аппарат точечной сварки, который используется для устранения кузовных дефектов и ремонта автотранспорта. Если не хватает средств на приобретение такого оборудования, можно попробовать изготовить споттер своими руками. Самостоятельно сделать этот инструмент – дело несложное, если есть руки, желание и небольшие знания электрики.
Применение споттера
Этот инструмент используется для кузовных сварочных работ, чтобы выправить поверхность кузова без разборки обшивки автомобиля. Споттер очень удобен в том случае, если требуется рихтовка деталей кузова, когда производители установили ограничение доступа из-за конструктивных особенностей.
Осуществляя кузовные работы, с помощью споттера осуществляют приваривание специального крепежного инструмента к деформированной детали автомобиля. Далее за этот крепежный инструмент вытягивают деформированный металл при помощи обратного молотка. Помимо этого, споттер способствует нагреву металла, способствуя таким образом быстрому возврату необходимой формы и жесткости.
Функции и свойства производственного споттера
Поставленный на производственный поток инструмент обладает множеством положительных функций:
присоединение ремонтных шайб сварочным аппаратом;
- точечная сварка, осуществляемая посредством металлического электрода, необходимая для вытягивания металла панели;
- осуществление прогрева углеродным электродом металлической детали с его дальнейшим охлаждением;
- конструкция споттера делает его простым и очень удобным в эксплуатации;
- этот инструмент имеет два режима сварки: режим постоянного включения, требующий применения углеродного электрода, и режим с кратковременным включением, регулируемый по времени, в процессе которого осуществляется приваривание шайб и металлического электрода;
- имеется принудительная система охлаждения и термостат, который отключает сварочный аппарат в случае его перегрева, а также автоматически включает его, когда необходимая температура сварки достигнет нужного значения.
Это сварочное устройство имеет следующие характеристики:
- для нормального функционирования необходимо напряжение в 220 В;
- предельная мощность составляет 10 кВт;
- напряжение вторичной обмотки аппарата для сварки – 7,8 – 9 В;
- таймер;
- тяговое усилие для иглы – больше 100 кг;
- частота переменного тока – 50 – 60 Гц;
- пределы установки времени – 0 – 1,2 секунды;
- тяговое усилие для шайбы – больше 100 кг;
- вес – 32 кг;
- максимальный рабочий ток – 1300 А.
Изготовление споттера своими руками
Стоит такое устройство очень дорого, поэтому многие изготавливают споттер своими руками.
Требуемые материалы для этого:
сварочный трансформатор;
- привод 12В;
- диодный мост;
- контактор 220 В;
- тиристор на напряжение 200 В;
- реле 30 А;
- кнопка.
Перед тем как приступить к изготовлению споттера своими руками, следует обезопасить себя от случайного удара током, поэтому используют резиновый коврик и соблюдают правила техники безопасности.
Сварочный аппарат является идеальной основой для споттера своими руками. Важно изменить его таким образом, чтобы он на выходе подавал от 1500 А.
Собирают споттер следующим образом:
- С аппарата снимают вторичный слой.
- После этого необходимо выяснить, сколько витков может потребоваться на 1 В. Чтобы это выполнить, на первичную обмотку необходимо обвернуть медную изолированную проволоку, после чего измерить количество вольт. Полученная цифра делится на число витков проволоки. Итоговый результат определяет нужное количество витков.
- Из снятого вторичного слоя изготавливают шину таким образом, чтобы сечение составляло 160 мм2, не меньше, а напряжение – 6 В.
- Если сечение будет меньше этого значения, ее разделяют на несколько частей и скрепляют матерчатой изолентой. Количество частей зависит от первоначального показателя. Например, если сечение составляет 40 мм2, то шину следует разделить на 4 части.
- Потребуется 2 шины с обмоткой из малярного скотча и изоленты. Изоляцию лучше всего проводить следующим образом: сначала будет слой изоленты, потом – скотча и затем снова изоленты. Открытые края необходимо заклепать.
- Полученные шины наматывают на трансформатор. Это довольно сложно, поэтому потребуется помощник и молоток. Необязательно добиваться плотного сцепления трансформатора и первички. Главное, чтобы шина располагалась ровно и не имела никаких повреждений.
Если мощности хватает, то прибор своими руками почти готов. Осталось только изготовить пусковое устройство.
На рукоятке споттера имеется кнопка, через которую привод 12 В управляет реле. Это реле необходимо, чтобы перекрыть провод, имеющим напряжение в 220 В. Имея такое устройство, точечная сварка осуществляется легко и безопасно.
Сварочный пистолет изготавливается из полуавтомата, однако к нему следует изготовить небольшие дополнения, необходимые для крепления к прибору рихтовки. Внутри полуавтомата фиксируют ось из латуни.
Под клещи используют обычную трубу 20х20 мм. Силовой провод, соединяющий трансформатор и пистолет, должен иметь такое сечение, которое будет идентично или больше, чем сечение шины. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, изготавливается обычно из коммутирующего провода, имеющего термоизоляцию. Обязательно учитывают тот момент, что нагреваясь, этот слой начинает стягиваться.
Заключение
Изготовление споттера своими руками – дело несложное. Работа с ним требует навыков в сварочном деле. Кроме того, обязательно следует соблюдать правила эксплуатации прибора и правильно проводить сварку. Таким образом, осуществляется качественная работа по ремонту деформированных частей кузова.