Споттер для кузовного ремонта своими руками
Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками
Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.
Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.
Простой способ рихтовки и сварки кузова
Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.
А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.
Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.
Как он работает: нюансы
Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.
Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.
Чаще всего у споттера следующие режимы работы:
- Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
- Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.
Споттер из инвертора
Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.
Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.
Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:
- трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
- тиристор на 200 вольт;
- реле на 30 ампер;
- кнопка управления;
- контакты на 220 вольт;
- диодный мост.
Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.
Как это работает
Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.
В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.
Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.
Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.
Материалы
Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.
Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.
На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.
Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.
Функции и характеристики
Функции споттера следующие:
- сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
- точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
- прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.
Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:
- напряжение сети должно быть 220 вольт;
- частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
- максимально допустимая мощность – 10 кВт;
- максимальный рабочий ток – 1300А;
- напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
- производительность – 15%;
- тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
- тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
- размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
- вес конструкции 32 кг.
Как работать споттером
Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.
Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.
Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.
После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.
Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.
Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.
На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер. Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.
Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.
Как сделать споттер?
Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током — под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.
Необходимые материалы
Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:
- привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
- тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
- реле (30 Ампер);
- диодный мостик;
- контактная группа на 220 вольт;
- любая подходящая кнопка для управления.
Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.
Сборка
Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер.
Процесс сборки состоит из следующих этапов:
- С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
- Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
- Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт. Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.
- Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой. Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.
- Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
- Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.
Изготовление трансформатора
Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.
Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.
Изготовление стаддера
Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.
Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.
Как правильно работать с механизмом?
Для быстрого и четкого выполнения кузовных работ нужно не только правильно собрать споттер для рихтовки авто своими руками, но и знать некоторые важные нюансы при работе с ним:
- необходим постоянный контроль работы каждой детали устройства;
- при обнаружении неполадок лучше всего обратится к высококвалифицированному мастеру;
- чтобы пользоваться прибором было удобно, все элементы, при помощи которых осуществляется управление, лучше вывести на лицевую панель;
- проследить, чтобы длина проводов не превышала 2,5 метра – это не лучшим образом отразится на работе агрегата;
- прежде чем применить аппарат точечной сварки, деформированную поверхность обязательно нужно зачистить от каких-бы то ни было видов покрытия – будь то лакокрасочные материалы или пятна ржавчины. Это обеспечит качественное соединение двух металлов и может существенно повлиять на конечный результат;
- в обязательном порядке к поверхности, подлежащей рихтовке, присоединяют контакт заземления;
- на предварительно очищенную поверхность авто приваривают крепеж, через который происходит присоединение сварочного приспособления;
- к приваренному крепежному элементу производится захват споттера пистолетом, а затем вытягивание вмятины. Но на этом процесс не заканчивается. Для полной коррекции металлической поверхности, в зависимости от ее толщины, прибегают к помощи дополнительных инструментов – стапелей, гидроцилиндров, обратного молотка для споттера и проч.;
- после того, как желаемый результат достигнут, приваренный элемент скручивают, а место его контакта с кузовом обрабатывают шлифовальной машинкой.
Тем мастерам, для которых изготовление споттера из полуавтомата является дебютом в работе с электроникой, рекомендуется досконально изучить графическую схему споттера, а также просмотреть соответствующее видео.
Как сделать споттер из акб и втягивающего реле своими руками
Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:
- двери;
- заднее или переднее крыло;
- пороги, арки.
Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.
Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.
Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.
Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:
- купить споттер;
- изготовить его самостоятельно.
Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.
Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.
Необходимый материал
От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному. Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания. Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.
Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:
- аккумулятор. Подойдет модель на 75А/ч и выше;
- втягивающее реле. Воспользуйтесь комплектующей от стартера авто;
- зарядка для аккумулятора;
- провод из меди с сечением больше 100 м 2 ;
- обратный молоток. Его может заменить пистолет, приваривающий шайбы.
Электрическая схема споттера
Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:
- на минусовую клемму подсоединяется корпус реле, а также провод длиной не больше 1,5 м. На конце провода содержится контакт, предназначающийся для корпуса детали, которая будет вытягиваться. Хорошо, если вы будете использовать контакт резьбы из меди, чтобы обеспечить минимальное сопротивление в контактном с деталью месте;
- плюсовая клемма подсоединяется к реле своими руками при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету. Плюсовой кабель не должен быть длиннее 2,5 м. Это позволит снизить падение напряжения в кабеле;
- от плюсовой клеммы также подведите провод к контакту управления. Завершите провод кнопкой, которой и будет управляться споттер аккумуляторный. Длина проводника для кнопки не является строго фиксированной.
Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.
Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.
Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.
Втягивающее реле для аккумуляторного споттера
Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.
Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.
Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.
Преимущества и недостатки
Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:
- низкий уровень затрат при производстве аппарата;
- возможность изготовить аппарат в домашних условиях даже при отсутствии опыта работы с электроникой;
- возможность работы в месте, где существуют перебои с электричеством (гараже).
Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:
- отсутствие временного реле;
- постоянную необходимость заряжать аккумулятор;
- более короткий период эксплуатации устройства;
- коммутируемый контакт рабочего тока;
- невозможность регулировать множество параметров, среди которых сила тока.
Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока. Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки. Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.
Подробная инструкция изготовления споттера из сварочного аппарата
Споттер – прибор, позволяющий выполнить точечную сварку. Это устройство используется для соединения тонких деталей, и выполнения рихтованных работ. Чаще всего споттер применяется при восстановительных работах кузовной части авто. Оборудование такого типа используется сотрудниками автосервисов. Но при необходимости собрать споттер можно своими руками из сварочного аппарата.
Схема для самодельного споттера
Самодельный споттер можно сделать из старого инвертора. Но для этого нужно знать, по какой схеме собирается конструкция. Работа споттера зависит от ряда обязательных компонентов:
- сварочных трансформаторов;
- первичной обмотки;
- диодного моста;
- тиристора.
Схема работы оборудования определяется по двум диагоналям. Мощность трансформатора первой диагонали выше, чем второй. Поэтому он принимает напряжение после включения аппарата. Электричество поступает через вторичную обмотку по диодному мосту и реле в конденсатор. Благодаря этой системе обеспечивается зарядка. При этом в трансформаторе напряжение пропускается, и не накапливается. При такой схеме запуска тиристор закрывается.
Для начала сварки потребуется открытие тиристора. После отключения зарядки конденсатора, вторичная обмотка трансформатора получит достаточный показатель тока для сварки. Более подробно рассмотреть элементы схемы в работе можно на плане.
Корпус и комплектующие
При создании самодельного прибора, производится подбор корпуса. В качестве основания прибора выступает диэлектрическая плитка. Детали из других материалов для этой цели не используются. Габариты основания выбираются произвольно. Необходимо учитывать, чтобы на него можно было поместить все используемые комплектующие. При этом они должны быть размещены так, чтобы при монтаже и в случае необходимости к ним был обеспечен свободный доступ.
Чтобы не ошибиться в расчетах, заранее подготавливается чертеж, включающий используемые компоненты.
Подходящий вариант для выполнения функций корпуса – старый сварочный аппарат. Также в качестве корпуса используется микроволновая печь. Крепление компонентов зависит от того, каким планируется сделать прибор: стационарным или переносным. При выборе второго варианта, комплектующие распределяются равномерно, и монтируются при помощи крепежных элементов. С внешней стороны корпуса устанавливаются ручки для транспортировки.
Учитывая вес оборудования, под основанием следует установить колеса. Благодаря этому устройство не потребуется поднимать при перемещении.
Список дополнительных комплектующих состоит из:
- пистолета – рабочий механизм прибора;
- сварочных кабелей – в количестве двух штук;
- инопуллера – прибор, известный также под названием «обратный молоток».
Чтобы присоединить кабели к пистолету, используются клеммы, совместимые с резьбовыми соединениями рабочего механизма. На обратной стороне кабелей крепятся такие же компоненты, или же с использованием быстрозажимных элементов создается масса.
Изготовление пистолета
Без пистолета споттер не будет выполнять свои функции. Этот компонент также известен под названием «стаддер». Выбор рабочего механизма зависит от предполагаемых целей. Споттерные пистолеты условно делятся на две категории:
Для работы с высокой частотой применения споттера, покупаются заводские модели. Такие аппараты способны обеспечить достаточную производительность при поставленных задач для профессионального сварщика.
Самодельный пистолет споттера рекомендуется применять для бытовых работ, где не требуется большой нагрузки на оборудование. В качестве самодельных рабочих механизмов используются:
- пистолет для нанесения клея;
- сварочный аппарат полуавтоматического типа.
Чтобы изготовить ручку для стаддера, используется гетинакс или текстолит. Толщина материала составляет от 12 до 14 миллиметров. Из него вырезаются два прямоугольника одинакового размера.
В одном из отрезков создается ниша для размещения крепежного элемента. Эта часть заготовки предназначена для крепления:
- электрода – прут из меди с диаметром от 8 до 10 миллиметров;
- лампочки;
- кнопки, включающей подсветку;
- переключателя, подающего импульс.
Кнопка должна быть размещена строго в созданном углублении. В качестве крепежного элемента используется самодельный кронштейн. Для его производства применяется труба, изготовленная из меди. Необходимо чтобы получилось сечение квадратного или прямоугольного типа.
При работе споттера электрод требуется периодически заменять. Чтобы эту задачу было проще выполнять, при проектировании устройства необходимо разместить электрод так, чтобы для его замены не требовалось разбирать всю конструкцию.
Пистолет подключается к споттеру при помощи пятижильного кабеля сварочного или контрольного типа. Жилы соединяются с:
- переключателем;
- лампочкой подсветки;
- лампочкой выключателя.
Конец кабеля помещается в отверстие кронштейна, и закрепляется при помощи паяльника. Перед этим его необходимо зачистить.
Инопуллер или обратный молоток
Инопуллер для кузовного ремонта – дорогостоящий прибор. Но самостоятельное изготовление выполняется по более простой схеме, чем сборка пистолета. Этот компонент изготовляется на основе пистолета для монтажных работ. Обратный молоток и насадки производятся пошагово:
- удаление верхней части для крепления пенного баллона или герметика;
- приваривание вместо них стоек – производятся из прутьев с диаметром от 6 до 10 миллиметров;
- приваривание кольца к стойкам – за основу берете тот же прут, что использовался и для стоек, а затем скрепите его в кольцо с диаметром 100 миллиметров.
Затем приваривание кольцо обматывается изолентой. Благодаря этому в процессе работы оно случайно не приварится к рабочему покрытию. Изогнутая часть пистолета срезается, а на ее место крепится кабель. Место среза затачивается, пока не приобретет форму конуса, имеющего диаметр не более 3 миллиметров.
Трансформатор и его модификация
Споттер, изготовленный из сварочного аппарата своими руками, работает при помощи трансформатора. От сварочного трансформатора зависит образование тока для сварки и мощность споттера. Такое устройство сложно найти на рынке электроприборов, поэтому автомат в любом случае придется делать самостоятельно. В качестве основы трансформатора выступает магнитный провод с сечением от 400 квадратных миллиметров.
Трансформаторы делятся на две категории: пластинчатую и ленточную. Устройства обеих категорий производятся в трех формах:
- ш-образной, известной также как «броневая»;
- о-образной, известной также под названием «стрежевая»;
- тороидальной.
Подходящий вариант для самодельного споттера – третий, поскольку он отличается наименьшим весом и минимальным объемом слоев вторичной обмотки. Трансформаторы имеют различное количество витков на корпусе. Число витков, которые включает первичная обмотка рабочего прибора, зависит от получаемого напряжения. При выполнении обмотки проводятся пробные запуски, пока показатель не достигнет 1 Вольт.
Возможности самодельного споттера
Самодельный споттер для рихтовки обладает большинством функций профессионального аппарата. С его помощью:
- создается точечная сварка для соединения деталей;
- прогреваются рабочие элементы;
- зачищаются поврежденные зоны деталей;
- захватываются крепежные элементы;
- вытягиваются вмятины кузова автомобиля;
- устраняются крепежные элементы;
- зачищается рабочая поверхность.
Использование аппарата не требует профессиональных навыков для использования, поскольку схема управления споттером проста. Прибор работает в постоянном и кратковременном режиме. При помощи дополнительных элементов обеспечивается принудительная система охлаждения.