Оборудование для хромирования своими руками
Технология декоративного хромирования химическая металлизация для начинающих
Представленные обучающие курсы в помощь для начинающих любителей декоративного хромирования химической металлизации. Цель обучающих курсов, восполнить пробел систематизированных знаний на тему декоративного хромирования химической металлизации и сделать эту технологию более доступной для начинающих. Представленные тексты, фото и видео, это личный опыт автора, не претендующий на профессионализм. Автор обучающих курсов не несёт ответственности за возможные травмы, ожоги и отравления связанные с использованием опасных химических реактивов, такие как концентрированные кислоты, щёлочи, аммиак. Поэтому не пренебрегайте средствами защиты и аккуратностью при обращении с реактивами. Читать далее.
Декоративное хромирование, химическая металлизация, все эти термины и процессы ещё не так давно были мне не известны. Дорогой друг, раз ты находишься на этом сайте, значит тебя тоже зацепила эта тема и ты ищешь ответы на вопросы. Вопросы которые не дают тебе покоя. Как любую вещь сделать с зеркальном блеском? Впрочем, ответы совсем близко, достаточно усесться поудобнее и внимательно посмотреть содержимое этой страницы. По сути это технология зеркального серебрения методом распыления. Это так же называется химическая металлизация серебром. Так, что о реальном хромировании речи не идёт, но название прижилось и вводит в заблуждение. Когда я начал собирать информацию на эту тему, столкнулся с тем, что информации то, на тему декоративного хромирования много, но к моему изумлению, не чего конкретного. Всё вокруг, да около. Вот масса видео где гаражные умельцы, а так же профи, торгующие оборудованием, с удовольствием демонстрируют процесс преображения невзрачной детальки в сверкающее зеркалом изделие. Но по-шагам всю технологию, ни кто не выкладывает за просто так, раздувая из этого большой, большой секрет. Вопросов много, а ответы платные.
Начитавшись горы сайтов и учебников в голове образовалось каша, наверное как и у многих столкнувшись с такой задачей. Чтобы в голове появилась чёткая картинка, решил сразу заняться практикой. Понятно, что без химии, химичить не научишься, поэтому начал поиск и обход контор торгующих химией. Первым делом спрашивал цену на Азотнокислое серебро, так как это самый дорогой компонент. Определившись с поставщиком. За купился по списку химией, посудой и прочей необходимой утварью. Вопрос встал как попробовать без оборудования. Решение простое – ручные бытовые распылители. Начался поиск и эксперименты для создания чудо раствора серебрения и технологии нанесения. И тут вырисовалась одна интересная деталь о приготовлении химии. Вся доступная информация выложенная в интернет, это копии материалов преимущественно советских учебников на тему химическая металлизации.
Слив изрядное количество серебра (соответственно и денег) на землю в процессе неудачных экспериментов. Пришёл вполне заурядному рецепту. В прочем, всё по порядку. На этом конец лирического вступления и начало краткого курса, как сделать вещь зеркальной. Теорией грузить не буду, это оставлю для самостоятельного изучения. В интернете этого добра навалом. Сразу перейдём к делу. Кратко, сжато, саму суть. Покажу на примере по-серебрения стеклянного стакана.
Технология химической металлизации серебром, методом распыления
Для получения первого опыта серебренного покрытия на поверхности, методом распыления, следует усвоить технологию. А проще сказать – последовательность действий.
Перечислю их:
1. приготовление растворов
2. подготовка поверхности
3. активация поверхности
4. металлизация
Дам краткий обзор перечисленных пунктов. Для того, чтобы в голове сложилась общая картинка. Более подробно рассмотрим на уроках с одноимённом названием.
Для приготовления растворов понадобиться:
- Двухлористое олово
- Соляная кислота
- Азотнокислое серебро
- Гидроксид натрия
- Аммиак
- Глюкоза
- Формалин
- Дистиллированная вода
Химию покупаем в магазинах или складах медицинского оборудования.
Из оборудования понадобиться:
- Мерный стакан на 1 литр
- Мерный стакан на 200 — 250 мл.
- Бутыльки на 100 мл – 3 шт.
- Одноразовые шприцы на 5, 20 и 50 кубиков
- Одноразовые стаканы на 50 мл
- Одноразовые ножи и ложки
- Электронные весы, измерением до 200 гр.
Оборудование покупаем в хозтоварах и аптеках.
Начать приготовления растворов можно с раствора двухлористого олова. Нужного для активации поверхности. Для это берём:
1. Двухлористое олово
2. Соляную кислоту
3. Дистиллированную воду
Далее приготовляем «востановитель». Для этого понадобиться:
1. Глюкоза
2. Формалин
3. Дистиллированная вода
Следующий раствор – «серебрильный». Берём:
1. Азотнокислое серебро
2. Гидроксид натрия
3. Аммиак
4. Дистиллированную воду
Для подготовки поверхности следует её обезжирить. Для этого можно приготовить простой обезжиривающий раствор, состоящий из:
1. Гидроксида натрия
2. и Воды температурой 40-60 градусов
Поверхность следует тщательно протереть губкой смоченной обезжиривающим раствором. Далее смыть раствор дистиллированной водой, протирая, но уже другой губкой. Признак хорошего обезжиривания это смачиваемость поверхности водой. То есть полив водой, поверхность должна вся покрыться водяной плёнкой. Если будут сухие острова, там серебро не прилипнет.
Чтобы реакция металлизации происходила именно на поверхности, а не в сливе, необходимо её, что называется, активировать. То есть помочь серебру прилипнуть к поверхности. Именно для этого берём раствор двухлористого олова. Здесь очень важный момент время процедуры. Поливать деталь раствором двухлористого олова следует одну минуту. Далее поливать дистиллированной водой – три минуты. Это очень важный этап и несоблюдение времени обработки поверхности ведёт к браку, то есть к пустой траты времени, сил и средств. Поливать следует как можно равномернее, чтобы все участки поверхности были одинаково смочены.
Это самый интересный этап получение зеркальной плёнки серебра на поверхности. Собственно ради этого вся и затея. Для этого нужно лишь серебрильный раствор и раствор востановителя. Тут потребуется определённая сноровка, которая приходит с опытом. Распылять нужно так, чтобы растворы смешивались на поверхности и не как иначе. И распылялись в равном количестве по объёму. Достигнув такой точности, получим идеальное зеркало, без дефектов.
В дополнение следует знать, что получаемая зеркальная плёнка не долговечна и чтобы она сохранила свои свойства её следует защитить слоем прозрачного или тонированного лака. Но это совсем другая история.
Процесс декоративного хромирования можно повторить даже дома в ванной комнате без покупки дорогостоящего оборудования с минимальными затратами. Более подробно ознакомиться с технологией вы можете изучив емайл курс Технология декоративного хромирования и попробовав на практике, позволит вам определиться, стоит ли двигаться дальше в этом направлении.
Из чего состоит емайл курс Технология декоративного хромирования?
- Химия и оборудование.
- Рецепты и приготовление растворов для серебрения.
- Подготовка поверхности для нанесения серебра.
- Металлизация
Мне эти знания и умения обошлись более чем 40 тысяч рублей и время в несколько месяцев. Вам же информация предоставляется бесплатно, в сжатой форме и по существу, в виде 5 кратких уроков. Для того чтобы получить емайл курс, оставьте заявку, заполнив форму расположенную выше, под видео. Впишите своё настоящее имя и адрес электронной почты, далее нажмите кнопку «Оставить заявку». После этого вы попадёте на страницу с инструкцией для подтверждения вашей заявки. Внимательно прочитайте её и далее перейдите в свой почтовый ящик. К вам должно прийти письмо для подтверждения заявки. Нажмите на ссылку подтверждения, и почти сразу к вам придет первое письмо курса Технология декоративного хромирования, где вы получите исчерпывающую информацию о том, как начать использовать технологию.
Основные виды оборудования для хромирования
Для придания внешнему виду автомобиля яркости, уникальности, защиты от коррозии часто автовладельцы прибегают к методу нанесения на поверхность металла хрома, используя для этого различное оборудование для хромирования. На авто хром используют для того, чтобы выделить элементы кузова, полностью весь автомобиль, а также для тюннинга салона. Кроме того, хромированный металл обладает большей прочностью и стойкостью к износу. Любая золочёная деталь или хромированный элемент автомобиля добавляют ему стильность и индивидуальность, выделяя среди прочих транспортных средств.
Требования к установке декоративного золочения и хромирования
Условно хром тюнинг можно разделить на виды.
- Покраска транспортного средства хром краской.
- Использование зеркальной плёнки.
- Установка молдингов в салоне и снаружи.
- Хромирование отдельных деталей и элементов автомобиля.
- Хром проволока как элемент декора.
Оборудование для выполнения хромирования достаточно простое в применении. Для декоративного золочения и хромирования автомобильных аксессуаров применяется специальная установка. Она должна соответствовать следующим условиям:
- полностью покрывать изделия малых размеров и габаритные;
- не иметь в составе вредных тяжёлых металлов и химреагентов;
- система наполнения материалом должна иметь конструкцию замкнутого типа для лёгкого и быстрого наполнения посуды реагентом;
- установка должна обеспечивать возможность визуального контроля расхода рабочего материала;
- она должна легко чиститься после завершения процесса золочения и серебрения.
Обычно такая полная установка стоит достаточно дорого, поэтому мастеровитые автовладельцы используют для хромирования оборудование, сделанное своими руками.
Хромирование своими руками
Если процесс хромирования осуществлять своими руками, то можно будет обойтись без посещения автомастерской и сэкономить достаточно большую сумму денег. Для этого потребуется специальное оборудование, которое тоже можно сделать своими руками. Технология, по которой проводится этот процесс, довольно проста и не требует специфических знаний.
Но для начала, поверхность следует правильно подготовить к нанесению хрома. Особенности выполнения работ смотрите в таблице ниже.
Этапы подготовки | Последовательность выполнения работ |
Обработка поверхности | Металл обрабатывается шлифовальной машинкой. Поверхность зачищается от неровностей. Чтобы в результате получилась ровная и гладкая поверхность, в процессе надо менять насадки. |
Обезжиривание | Поверхность следует обезжирить бензином. Если необходимо, то металл подвергают травлению и обработке щелочью. |
Далее переходят к нанесению хром покрытия своими руками. Технология процесса проста. В качестве ванночки может использоваться стеклянная ёмкость. Ещё понадобится пластмассовый таз, куда эту ёмкость надо будет установить. Чтобы создать «термос» своими руками, надо взять деревянный ящик и обить его стеклотканью. Как нагревательный элемент подойдёт ТЭН.
Понадобятся «крокодилы» в качестве катода для присоединения к минусу, пластинчатый или стержневой анод. Для нанесения равномерного покрытия на металл необходим держатель для деталей. Далее надо сделать электролит своими руками. Для этого вам нужен хромовый ангидрид, 250 грамм на 1 литр воды, и серная кислота, 2,5 грамма на 1 литр.
Подогретую до 60 градусов дистиллированную воду залить в ёмкость. Добавить хромовый ангидрид, размешать. Залить серную кислоту. Состав в течение 2,5-3,5 часов прогонять через ток до тех пор, пока он не приобретёт бордовый цвет. Сила тока рассчитывается как 6,5 А на 1 литр состава.
Электролит готов к применению после того, как отстоится в течение суток. После проведения подготовительных работ начинается нанесение покрытия на металл. Для этого детали авто опускаются в подготовленный состав, температура которого должна быть на уровне 50-55 градусов, через время подается напряжение. После выдержки в растворе электролита, детали и элементы следует тщательно вымыть водой и хорошо просушить.
В последние годы, из-за возрастающих экологических требований, на смену гальваническому пришло хромирование методом напыления. В этом случае на подготовленную деталь наносятся специальные составы при помощи краскопульта.
Использование хром тюнинга и метода хромирования для восстановления деталей
Уникальный элемент для тюнинга авто – хромированная проволока. Материал позволяет получить огромный ассортимент самых разнообразных изделий. Хром проволока популярна благодаря своим характеристикам:
- высокая прочность материала;
- эффектный внешний вид изделий;
- хромированная проволока отличается износостойкостью;
- огромное разнообразие выбора.
И при всём этом хром проволока имеет достаточно невысокую стоимость. Её широко используют для изготовления различных аксессуаров для авто, К ним относятся:
- шторки для стёкол машины;
- различная фурнитура;
- элементы декора.
Хромированная проволока придаёт изделиям яркость и индивидуальность. Разнообразные аксессуары из зеркальной проволоки помогут создать уникальный интерьер салона вашего авто.
Многие автовлюбители предпочитают хром покрытие на внешних пластиковых деталях машины. Для этого пластиковая фурнитура окрашивается чёрной краской и тщательно полируется при помощи полировальной машинки. Затем мягкой тряпочкой наносится специальный раствор, поверхность нагревается строительным феном. Методом распыла наносится хром.
Другой способ – фурнитура красится под лак. Наносится чёрная основа, которую после высыхания надо залакировать. При появлении шагрени следует сделать полировку. Для получения зеркального блеска важно, чтобы лак полностью высох.
Часто при ремонте элементов авто применяется восстановление деталей хромированием. В отличие от хромирования декоративного или антикоррозийного, хромированный таким образом металл имеет большую прочность и износостойкость, повышенную устойчивость к коррозии и низкий коэффициент трения.
Хромированный элемент не нагревается, отсутствуют структурные изменения его металла.
Хромирование деталей своими руками
Хромирование деталей является одним из наиболее привлекательных видов покрытий, применяемых при проведении тюнинга автомобилей. Оно придает изделиям блестящий серебристый вид, а также защищает металл от коррозии. Выполнить качественное хромирование в домашних условиях удастся лишь аккуратным и скрупулезным людям.
В этой статье вы найдете подробную инструкцию по хромированию деталей в домашних условиях своими руками.
В конце статьи, как обычно, смотрите видео с технологией процесса гальванического хромирования.
Прежде чем приступить к подготовительным работам по хромированию деталей в домашних условиях, следует сопоставить выгоду данной затеи:
- Если поблизости имеется металлообрабатывающее предприятие, вероятно на нем есть участок гальванических покрытий. Оформить заказ удастся за небольшие деньги, а готовые изделия можно будет получить через пару часов или дней (в зависимости от загрузки линии хромирования).
- Если же в окрестностях такого производства нет, придется вспомнить некоторые разделы химии и физики, запастись химикатами и специальным оборудованием, и провести хромирование деталей самостоятельно.
Оборудование и материалы для хромирования деталей своими руками
Для нанесения на металлические детали хромового слоя потребуется следующее оборудование:
- ванна из пластмассы или полипропилена;
- выпрямитель, способный выдать напряжение до 12 вольт и силу тока до 50 ампер;
- кислотостойкий калорифер для подогрева электролита;
- термометр с пределом измерений 0-100 градусов.
Параметры и размеры отдельных видов оборудования, применяемого для хромирования в домашних условиях, определяется величиной и количеством обрабатываемых изделий.
В целях экономии следует подбирать минимальные размеры ванны, в которую будут погружаться детали. Ванну можно сделать из пластмассового ведра или другой прямоугольной емкости. Чтобы раствор не испарялся при длительном хранении, необходимо предусмотреть герметичную крышку или емкость для слива.
В качестве выпрямителя может быть использовано зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (оно подойдет при хромировании мелких деталей).
Хромирование деталей будет происходить в электролите, который состоит из:
- дистиллированной воды (подойдет атмосферная вода или водопроводная с малым содержанием солей);
- хромового ангидрида (CrO3) концентрацией 220-250 г/л;
- серной кислоты (H2SO4) концентрацией 2,2-2,5 г/л.
Кроме этих компонентов потребуются и такие материалы, как: соляная кислота (HCl), ацетон или растворитель 646, и чистый листовой свинец.
Порядок хромирования деталей своими руками
Нанести защитно-декоративное хромовое покрытие можно непосредственно только на такие металлы как медь, латунь или никель.
Чтобы самостоятельно выполнить хромирование стальных деталей, на них предварительно наносят медный, латунный или никелевый подслой. Для этого требуется соответствующий электролит и технология:
- Изделия, подлежащие хромированию, предварительно полируют и обезжиривают ацетоном.
- После высыхания производится активация поверхности в растворе соляной кислоты (100 г/л). Время обработки зависит от состояния поверхности (5-20 минут).
- Детали промываются в чистой воде и погружаются в ванну хромирования. Для этого делается подвеска из медной проволоки или прутка. К подвеске с деталями подается “минусовой” провод от выпрямителя. Рядом на медной штанге крепится свинцовый анод, к которому подается “плюс”.
- Через 20-40 мин детали извлекаются из ванны и промываются в чистой воде. После высыхания допускается полировка хромового слоя с целью придания поверхности зеркального блеска.
Приготовить электролит не составит особого труда: сначала в воде растворяется хромовый ангидрид, а затем тонкой струйкой добавляется серная кислота.
- Перед загрузкой первой партии деталей, необходимо завесить любую чистую металлическую пластину и проработать электролит в течение 0,5-1 часа. Когда цвет раствора превратится из ярко-красного в бордовый, можно приступать к хромированию деталей.
- Раствор хромирования должен быть разогрет до 45 градусов.
- Сила тока устанавливается в зависимости от площади поверхности покрываемых деталей. Для обработки 1 кв. дм. требуется сила тока 15-25 ампер.
Основные дефекты и удаление некачественного хромового покрытия
Получение бракованного покрытия не должно пугать начинающего гальваника. Некачественный слой хрома можно снять в растворе соляной кислоты (100-200 г/л). После этого детали промываются в воде, а процесс хромирования можно повторить.
Чаще всего встречается несколько основных дефектов:
- Отслаивание хромовой пленки. Главной причиной является плохая адгезия (сцепляемость) из-за недостаточного обезжиривания. После снятия покрытия поверхность заново очищается и активируется.
- Наросты (дендриты) хрома на острых краях и углах. Этот дефект свидетельствует о высокой плотности тока на острых гранях. Если можно, края лучше закруглить или установить экраны в проблемных зонах.
- Матовое покрытие. Чтобы добиться блеска, необходимо повысить температуру раствора, снизить силу тока или добавить хромовый ангидрид.
Видео: технология гальванического хромирования
Основные виды оборудования для хромирования
Для придания внешнему виду автомобиля яркости, уникальности, защиты от коррозии часто автовладельцы прибегают к методу нанесения на поверхность металла хрома, используя для этого различное оборудование для хромирования. На авто хром используют для того, чтобы выделить элементы кузова, полностью весь автомобиль, а также для тюннинга салона. Кроме того, хромированный металл обладает большей прочностью и стойкостью к износу. Любая золочёная деталь или хромированный элемент автомобиля добавляют ему стильность и индивидуальность, выделяя среди прочих транспортных средств.
- 1 Требования к установке декоративного золочения и хромирования
- 2 Хромирование своими руками
- 3 Использование хром тюнинга и метода хромирования для восстановления деталей
Требования к установке декоративного золочения и хромирования
Оборудование для выполнения хромирования достаточно простое в применении. Для декоративного золочения и хромирования автомобильных аксессуаров применяется специальная установка. Она должна соответствовать следующим условиям:
- полностью покрывать изделия малых размеров и габаритные;
- не иметь в составе вредных тяжёлых металлов и химреагентов;
- система наполнения материалом должна иметь конструкцию замкнутого типа для лёгкого и быстрого наполнения посуды реагентом;
- установка должна обеспечивать возможность визуального контроля расхода рабочего материала;
- она должна легко чиститься после завершения процесса золочения и серебрения.
Обычно такая полная установка стоит достаточно дорого, поэтому мастеровитые автовладельцы используют для хромирования оборудование, сделанное своими руками.
Хромирование своими руками
Если процесс хромирования осуществлять своими руками, то можно будет обойтись без посещения автомастерской и сэкономить достаточно большую сумму денег. Для этого потребуется специальное оборудование, которое тоже можно сделать своими руками. Технология, по которой проводится этот процесс, довольно проста и не требует специфических знаний.
Но для начала, поверхность следует правильно подготовить к нанесению хрома. Особенности выполнения работ смотрите в таблице ниже.
Этапы подготовки | Последовательность выполнения работ |
Обработка поверхности | Металл обрабатывается шлифовальной машинкой. Поверхность зачищается от неровностей. Чтобы в результате получилась ровная и гладкая поверхность, в процессе надо менять насадки. |
Обезжиривание | Поверхность следует обезжирить бензином. Если необходимо, то металл подвергают травлению и обработке щелочью. |
Далее переходят к нанесению хром покрытия своими руками. Технология процесса проста. В качестве ванночки может использоваться стеклянная ёмкость. Ещё понадобится пластмассовый таз, куда эту ёмкость надо будет установить. Чтобы создать «термос» своими руками, надо взять деревянный ящик и обить его стеклотканью. Как нагревательный элемент подойдёт ТЭН.
Понадобятся «крокодилы» в качестве катода для присоединения к минусу, пластинчатый или стержневой анод. Для нанесения равномерного покрытия на металл необходим держатель для деталей. Далее надо сделать электролит своими руками. Для этого вам нужен хромовый ангидрид, 250 грамм на 1 литр воды, и серная кислота, 2,5 грамма на 1 литр.
Подогретую до 60 градусов дистиллированную воду залить в ёмкость. Добавить хромовый ангидрид, размешать. Залить серную кислоту. Состав в течение 2,5-3,5 часов прогонять через ток до тех пор, пока он не приобретёт бордовый цвет. Сила тока рассчитывается как 6,5 А на 1 литр состава.
Электролит готов к применению после того, как отстоится в течение суток. После проведения подготовительных работ начинается нанесение покрытия на металл. Для этого детали авто опускаются в подготовленный состав, температура которого должна быть на уровне 50-55 градусов, через время подается напряжение. После выдержки в растворе электролита, детали и элементы следует тщательно вымыть водой и хорошо просушить.
В последние годы, из-за возрастающих экологических требований, на смену гальваническому пришло хромирование методом напыления. В этом случае на подготовленную деталь наносятся специальные составы при помощи краскопульта.
Использование хром тюнинга и метода хромирования для восстановления деталей
Уникальный элемент для тюнинга авто – хромированная проволока. Материал позволяет получить огромный ассортимент самых разнообразных изделий. Хром проволока популярна благодаря своим характеристикам:
- высокая прочность материала;
- эффектный внешний вид изделий;
- хромированная проволока отличается износостойкостью;
- огромное разнообразие выбора.
И при всём этом хром проволока имеет достаточно невысокую стоимость. Её широко используют для изготовления различных аксессуаров для авто, К ним относятся:
- шторки для стёкол машины;
- различная фурнитура;
- элементы декора.
Хромированная проволока придаёт изделиям яркость и индивидуальность. Разнообразные аксессуары из зеркальной проволоки помогут создать уникальный интерьер салона вашего авто.
Многие автовлюбители предпочитают хром покрытие на внешних пластиковых деталях машины. Для этого пластиковая фурнитура окрашивается чёрной краской и тщательно полируется при помощи полировальной машинки. Затем мягкой тряпочкой наносится специальный раствор, поверхность нагревается строительным феном. Методом распыла наносится хром.
Другой способ – фурнитура красится под лак. Наносится чёрная основа, которую после высыхания надо залакировать. При появлении шагрени следует сделать полировку. Для получения зеркального блеска важно, чтобы лак полностью высох.
Часто при ремонте элементов авто применяется восстановление деталей хромированием. В отличие от хромирования декоративного или антикоррозийного, хромированный таким образом металл имеет большую прочность и износостойкость, повышенную устойчивость к коррозии и низкий коэффициент трения.
Хромированный элемент не нагревается, отсутствуют структурные изменения его металла.