Браширование древесины своими руками

Браширование древесины: подбор щёток и инструмента, обработка дерева своими руками

Для настоящего мастера умение собственноручно состарить деревянный декор не должно быть проблемой, тем более что используется такой приём довольно часто. Мы описали для вас технику выполнения работ и составили перечень инструмента для браширования деревянных изделий своими руками.

Какое дерево использовать

Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.

Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.

Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.

Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10–12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.

Щётки и прочий инструмент

Основная работа при брашировании выполняется щётками-крацовками. Это достаточно грубые металлические щётки дискового типа с ворсом из латуни или стали. Желательно, чтобы щётка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику — так обработка будет более равномерной. Толщина проволоки всецело зависит от типа дерева: ворс должен быть в 7–10 раз тоньше мягких прожилок, при этом прямые проволочки предпочтительнее «кудрявых».

Крацовки выбирают основную массу волокон, но поверхность при этом остаётся слишком шероховатой и ворсистой. Качество обработки можно улучшить с помощью синтетических нейлоновых щёток, в которых в толщу пластика вплавлена абразивная пудра разной фракции. Такая шлифовка помогает устранить большинство мелких задиров и ворс, которые мешают покраске, без них поверхность выглядит чище и приятнее.

Третьего этапа обработки обычно избегают, но если вам нужно премиальное качество поверхности, то брашированную древесину придётся полировать. Из-за наличия пор это непросто сделать, необходимо использовать щётки с жёстким натуральным ворсом, например, сизалевые или из грубой шерсти.

Хорошее качество обработки достигается, как правило, при использовании электроинструмента. Дрель будет предпочтительнее угловой шлифмашинки, работая ею, проще контролировать направление обдирки и обороты. Также необходима тщательная фиксация заготовки, пригодится пара струбцин. Ну и, конечно, понадобятся средства защиты от пыли, образующейся более чем обильно, и её удаления: пылесос, очки и перчатки точно не будут лишними.

Порядок выполнения работ

На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.

Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500–2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.

Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок.

После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.

Особенности работы с напольными покрытиями

Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.

Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.

Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5–0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.

Обработка, покраска, патинирование

Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.

Читать еще:  Как сделать бетономешалку своими руками

Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.


Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков

При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком, а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.

При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400–800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.

Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.

Браширование: принципы искусственного состаривания древесины

Что такое браширование древесины?

Это технология искусственного состаривания древесины. Ее суть заключается в механической выборке мягких волокон и создании рельефной поверхности с выраженной структурой годичных колец. Термин браширование или брашировка происходит от английского слова brush — щетка — ее используют в качестве основного инструмента для удаления мягких волокон.

Принцип браширования заключается в имитации естественного процесса состаривания древесины. Мягкие волокна, формирующиеся весной в период активного роста дерева, – имеют более рыхлую структуру. Они в большей степени подвержены выветриванию и истиранию, нежели твердые кольца, которые формируются летом и осенью. Таким образом, под воздействием внешних факторов дерево со временем и приобретает выраженную фактурную поверхность.

Какую древесину используют для браширования?

Для брашировки оптимальны деревья мягких пород и средней твердости, с четко выраженной текстурой годичных колец. Искусственное старение хорошо имитируется на доске из сосны, лиственницы, ореха.

Интересный эффект, хоть и не настолько глубокий, получается при использовании более твердых пород: дуба, ясеня.

Браширование не применяется (либо усложнено) для таких пород как бук, клен, груша, ольха, тик. Технология неэффективна и для большинства тропических деревьев, у которых из-за особенностей климата разделимость годичных колец практически отсутствует.

Браширование фанеры и фанерованных плит – допустимая технология. Аккуратное текстурирование шпона позволяет добиться небольшого рельефа, сделав невзрачную поверхность фанеры более выразительной. Браширование также успешно используется для декорирования деревянной вагонки.

О технологиях фактурирования

Для текстурирования дерева используют различные технологии. Выбор того или иного метода определяется в первую очередь объемом работ и особенностями заготовок. Выделяют несколько техник состаривания древесины.

Браширование ручным инструментом – это наиболее примитивная технология, основанная на использовании щетки с жесткой металлической щетиной. Такой метод обеспечивает неглубокое текстурирование поверхности и довольно трудоемкий. Но он отлично подходит для единичного изготовления небольших деталей.

Браширование электромеханическим инструментом – наиболее массовая, доступная и производительная технология, которую применяют для текстурирования доски в домашних и промышленных условиях. В качестве основного инструмента для выборки мягких волокон используют насадки в виде щеток на болгарку или дрель, а также специальные брашировальные машинки.

Браширование на станках – промышленная технология, ориентированная на массовое производство деталей. За один проход через станок деревянная заготовка подвергается полному циклу браширования – обрабатывается металлической, шлифовальной и полировочной щетками.

Пескоструйная обработка – менее популярная технология, при которой поверхностные волокна древесины устраняются не металлическими щетками, а струей песка поданной под давлением. Текстура имеет мягкие перепады, глубокий рельеф и не нуждается в дополнительной шлифовке. Технология ориентирована на промышленные объемы.

Как сделать браширование дерева своими руками?

Наиболее доступной и эффективной технологией в этом вопросе является использование электромеханического инструмента – это может быть как специальная брашировальная машинка, так и щеточные насадки на болгарку, дрель или УШМ.

Суть текстурирования заключается в последовательной обработке древесины тремя типами щеток. На всех этапах работу инструментом осуществляют строго вдоль волокон.

Первый этап – обработка поверхности металлической щеткой. Жесткая щетина из стали или латуни удаляет мягкие волокна, образуя фактурный рельеф поверхности.

Второй этап – промежуточное шлифование нейлоновой щеткой с запрессованным щетинки абразивом. Такая обработка позволяет вычистить поврежденные волокна, снять поднятый ворс внутри углублений, а также сгладить острые края твердых волокон.

Третий этап – очистка, выглаживание и полировка. Финальный рабочий проход производят мягкой щеткой с сизалевой щетиной.

Все ли так просто на самом деле?

Нет, далеко не все. Конечно, если текстурируется небольшая деталь, например, крышка деревянной шкатулки, особых трудностей не возникнет. Но при обработке больших поверхностей или серийном производстве деталей в простой на первый взгляд технологии обнаруживается много подводных камней.

К чему быть готовым?

  1. При работе с большим объемом древесины производительности обычной дрели или угловой шлифмашинки часто не хватает. Работа «на износе» повышает вероятность выхода инструмента из строя. Отчасти данную проблему решает уменьшение оборотов, но это отражается на снижении производительности процесса.
  2. Удержание инструмента, работающего на максимальной скорости, требует немалых физических усилий. Сам процесс браширования весьма долгий и нуждается в постоянном контроле, в противном случае нельзя гарантировать однородность рельефа; еще один распространенный дефект – появление прижогов.
  3. Работа со смолистой древесиной имеет свою специфику. Из-за высокого трения брашировальные щетки сильно нагревают обрабатываемую поверхность. Это приводит к проступанию смолы, что добавляет головной боли в процессе работы и на этапе отделки.
Читать еще:  Домашнее подворье своими руками

браширование древесины разных пород

Здравствуйте Уважаемые наши подписчики и жители Ярмарки Мастеров!

Последнее время многие из Вас задают вопросы по поводу возможности браширования той или иной породы дерева.

Вот наконец я выкроила время для этой темы!))

Сначала немного терминологии и теории).

За термином “браширование” прочно закрепился процесс удаления мягких волокон с верхнего слоя древесины. Более редкий термин – брашировка.

А, по сути, это так нами любимое транслитеральное искажение английского существительного и глагола “brush” (щетка; чистить, вычищать) или “brushing” (чистка).

Правильная полная технология:

– черновая выборка мягких волокон металлической щеткой (движения вдоль волокон);

– шлифовка полимерной абразивной щеткой;

– полировка сезалевой или синтетической щеткой.

Вычищаемые мягкие волокна образуются обычно в весенний период, когда рост годичных колец древесины наиболее интенсивен и поэтому они более «рыхлые». Браширование используют для придания древесине ярко выраженной фактурной поверхности.

В русском языке есть аналогичный термин: структурирование древесины – т.е. выявление природной древесной структуры. Понятно, что для того чтобы ее выявить, эта структура должна уже быть, и ее должно быть видно невооруженным взглядом.

Так как браширование связано с удалением мягких слоев древесины, более всего подходят для этого процесса, соответственно, мягкие и средние по твердости породы дерева. Например, ярко выражена текстура у лиственницы, ели и сосны. У твердых пород дерева (например, дуба) процессом браширования выявятся и расширятся поры.

Браширование – это один из методов или предварительных этапов, которые позволяютсостаренным поверхностям выглядеть более реалистично. Новая доска, подвергнутая брашированию, будет выглядеть как новая, только с фактурной текстурой. . А вот если новую сосновую доску правильно покрыть краской в серый цвет, будет казаться, что она провела на улице больше 15 лет . Это и понятно, природные условия довольно быстро изменяют цвет незащищенной древесины, а вот усадка мягких слоев древесины занимает намного больше времени. И они происходят вслед за изменением цвета.

Поэтому именно правильная последующая игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид.. Для этого, кроме самого браширования, древесину неравномерно окрашивают:

– участки с мягкой древесиной (впадины или поры) – в более темный цвет,

– а участки твердой древесины (гребни) – в более светлый оттенок.

Самый простой способ – нанести обильно темную морилку и сразу же протереть тряпкой. В мягкую древесину морилка впитается быстро, а на гребнях не успеет. Также в местах, где могли бы быть потертости, часть древесины с морилкой счищают, обнажая более светлые участки.

Браширование процесс достаточно простой, но трудоемкий!!

Считается что однородные породы дерева( такие как бук, клён, ольха) не подходят для брашировки, но мы попробовали этот метод и на них – оказывается – тоже вполне возможно))!

Я сделала фото образцов – на кажном фото вариант брашировки металлической щёткой вручную+кусочек необработанного дерева для сравнения.

https://cs1.livemaster.ru/storage/91/6c/33d64d36594cf048093e1fed6a.jpg – ангарская сосна.( она менее смолистая и меньше сучков, по сравнению с обычной), кстати пихта выглядит так же.

https://cs1.livemaster.ru/storage/6a/31/0905a9d7dd90f51ab8b8d4e87a.jpg – бук.( считается, что он плохо подходит для браширования, но я бы не сказала. тут уж выбор мастера. )

Обработав приведённые образцы( как и говорилось вручную, металлической счёткой) я пришла к такому выводу – все образцы пригодны для браширования, сил и времени на каждый ушло одинаково. Дуб конечно идеален для этого – рисунок очень красивый выходит! Но и другие породы тоже приемлемы!! Думаю под обжиг тоже.

Ещё раз подчеркну – браширование процесс не сложный , но трудоёмкий. -ленивым за него браться не стоит!!

Конечно проведённый эксперимент – это не научный факт)), а лишь мой субъективный опыт! Но он имеет место быть))

Так что пробуйте – не бойтесь)) Творите с удовольствием!!

Браширование древесины

Придание деревянным поверхностям состаренной внешности механическими способами – вот, что такое браширование древесины, если коротко. На самом деле, это весьма интересный и увлекательный процесс, которым занимаются не только профессиональные столяры, дизайнеры, но и многие любители поработать своими руками.

Дерево всегда занимало, занимает и будет занимать лидирующие позиции среди отделочных материалов, не говоря уже о предметах мебели и домашнего обихода. Именно поэтому ему всегда уделяется повышенное внимание и отдается предпочтение. Состаренная древесина прекрасно соседствует с любыми современными материалами, придавая помещению уникальности и самобытности.

В чем заключается суть брашировки

Природный процесс старения древесины происходит на протяжении длительного периода времени. Поверхность среза изнашивается неравномерно, текстура становится неоднородной, несколько волнистой. Примерно такого эффекта можно добиться, если обработать деревянное изделие специальными инструментами. При брашировке древесины, в ее молодом возрасте, удаляются мягкие волокна, открывая естественную привлекательность природных узоров на срезах дерева.

Читать еще:  Как сделать забор из камня своими руками

Каждое изделие из натурального дерева уникально и неповторимо, благодаря индивидуальным свойствам каждой породы древесины, больше того – каждого ствола. Однако далеко не любую древесную породу можно подвергать состариванию. Прежде чем брашировать древесину надо знать о ее податливости данному методу. Так, лучше всего получается состарить сосну, дуб, лиственницу, орех, ясень, венге. А вот в отношении бука, клена, березы, вишни, ольхи данный способ отделки практически неэффективен. Древесина этих пород не отличается ярко выраженной фактурой. У нее мало заметны переходы между слоями разной плотности, а то и совсем отсутствуют.

Оборудование для брашировки

Неопытному человеку брашировка дерева может показаться процессом сложным и мало доступным. В действительности это совсем не так. Нужно иметь помещение для творчества, то есть мастерскую, необходимые приспособления и немного старания. Для работы нужно приготовить:

  • наждачную бумагу в наборе, с разной степенью зернистости;
  • комплект специальных щеток для браширования древесины;
  • морилку, желательно нескольких оттенков для усиления цветового решения;
  • лак по дереву прозрачный для окончательной отделки изделия.

Некоторые мастера ручному труду предпочитают механизированный. Поэтому вместо обычных щеток приспосабливают электрический инструмент для браширования дерева, оснащенный комплектом щеточек. Также можно использовать домашнюю дрель с регулятором скоростей со специальными насадками. Каждая из щеток имеет свое предназначение:

  • щетка из стальной проволоки нужна для основного процесса – браширования древесины своими руками;
  • щетка со щетиной из синтетических волокон выполняет первую шлифовку;
  • мягкая щетка необходима для окончательной полировки поверхности.

Следует отметить, что специальное оборудование (машинки или станки) есть смысл приобретать для выполнения большого объема работ. Если же речь идет о единичных случаях, то нет резона тратить средства на приобретение дорогостоящего инструмента для браширования древесины, а работу выполнить вручную.

Как правильно брашировать дерево

Порядок выполнения процедуры состаривания древесины для ручного и механизированного способа одинаков. Важно выбрать правильную скорость вращения машинки или приспособиться к равномерному движению щетки. Так как брашировать дерево с высокой скоростью движка нежелательно, можно запечь древесину и получить брак, исправить который уже невозможно. Перед началом работы доску рекомендуется пропустить через рейсмус или проработать шлифмашинкой. Этапы состаривания досок:

  1. Заготовку необходимо сбрызнуть водой, чтобы уменьшить количество пыли. Затем приступают к основному процессу. Инструмент механический, электрический или ручной перемещают вдоль расположения волокон, размеренными движениями. Для каждой породы древесины опытным путем подбирают свой темп и режим работы. Важно тщательно выскоблить дощечку и удалить все мягкие волокна.
  2. Далее браширование дерева своими руками продолжают выполнять щеткой с синтетической щетиной. Шлифовку нужно выполнять в таком же порядке, как делалась жесткая обработка – движениями вдоль волокон дерева. После шлифования будет заметен первичный результат обработки. Если глубина бороздок покажется недостаточной, то процесс можно повторить. Главное, не перестараться, так как брашировать доску следует осторожно и аккуратно. В это же время можно сделать дополнительное декорирование. Используя стамеску, создать искусственные трещинки и бороздки, подчеркивающие природную деревянную структуру.
  3. Окончательную шлифовку выполняют щеткой с мягкой щетиной или, если работа выполняется вручную, наждачной бумагой с самым мелким зерном. Главное сделать так, чтобы поверхность заготовки получилась абсолютно гладкой. Этим действием дощечку готовят к окончательной отделке. По завершении шлифовки заготовку надо очистить от пыли и просушить.
  4. Финишный этап – это придание изделию налета старины, изящества, благородства. Здесь пригодится художественный талант, у кого он есть. Для этого используют морилку разных оттенков, позолоту, посеребрение. К примеру, если дощечку буквально залить морилкой и сразу удалить лишнее, то мягкие ткани древесины впитают ее и потемнеют, а твердые так и останутся светлыми. Получается очень красивый эффект.
  5. Процесс окрашивания заканчивается еще одним циклом полировки, после высушивания краски.

Покрытие лаком брашированной древесины выполняют в последнюю очередь, когда ее внешний вид полностью соответствует ожидаемому результату. Но перед этим заготовку необходимо тщательно высушить.

Иногда, в целях ускорения процесса и облегчения труда, для брашировки используют кислоты, щелочи и другие химические препараты, разъедающие дерево. Стальные щетки в этом случае не нужны. Состав наносят на поверхность доски, затем смывают его, и так несколько раз. Такая работа большого удовлетворения не принесет, а вред от нее большой. Работать с химикатами следует в защитных средствах и на открытом воздухе.

Где применяются изделия с брашированной поверхностью

Брашированная древесина выглядит уместно в интерьере любого стиля и архитектурного направления. С ее участием создаются стильные предметы декора. Дощечками с состаренной поверхностью отделывают участки стен и потолков, они прекрасно вписываются в облицовку каминных порталов, потолочных балок, декоративных и настоящих колонн.

Мебель, отделанная брашированными деталями в сочетании с патинированным металлом, особенно с медью, всегда выглядит изысканно и элегантно. В большой популярности у ценителей старины и краснодеревщиков деревянные заготовки, над внешностью которых поработали короеды. Искусственным путем такого эффекта добиться невозможно. Поэтому изделия из такой древесины ценятся знатоками особенно высоко.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector