Сверло для высверливания точечной сварки

Чем высверлить точечную сварку?

Точечная контактная сварка давно применяется при соединении металлоконструкций. Для автомобилестроения применение роботизированной точечной сварки стало настоящим спасением — вместо несущих рам, появилась возможность производить недорогие несущие кузова, по прочности и безопасности превосходящие старые технологии.

При необходимости ремонта такого изделия обычно пользуются методом высверливания точечной сварки. Этот метод имеет следующие достоинства:

  • технологичность;
  • дешевизна;
  • скорость;
  • доступность даже для гаражных мастерских.

Необходимые инструменты и приспособления

Чтобы быстро и качественно заменить кузовную деталь высверливанием, нам потребуются:

  1. Электроинструмент: дрель, шуруповерт, углошлифовальная машинка,
  2. Ручной инструмент: молоток, зубило, узкое долото.
  3. Приспособления и насадки: сверло для точечной сварки, коронки по металлу соответствующего диаметра, наждачная бумага, отрезные и зачистные круги.
  4. Сварочный полуавтомат

Дрель и «болгарка» должны быть с регулировкой оборотов — так легче добиться хороших результатов. Применение ручных механических дрелей непрактично — высверливание требует минимум 600 — 800 оборотов в минуту.

Высверливание может осуществляться насквозь — так снимается ремонтная часть из кузова-донора. Такой способ может осуществляться любой подходящей оснасткой по металлу.

Если есть необходимость высверлить только лицевую часть состыкованных панелей, то потребуется специальная заточка сверла для точечной сварки. Она максимально плоская, на носике имеется поводок — конусообразный выступ, удерживающий центр в нужном месте. Такое сверло можно приобрести или изготовить самостоятельно.

Удалить металл вокруг точки можно коронкой. Она имеет специальный подпружиненный центрующий упор. Он является регулируемым ограничителем — правильно настроив, выбрать «лишнее» железо невозможно. Коронка «выгрызает» металл вокруг точки, не истончая деталь. Этот способ применим к высверливанию поврежденной части на ремонтируемом кузове, когда нельзя повреждать места прилегания ремонтной детали.

Заточка сверла для точечной сварки

В процессе сварки контактной сваркой металл уплотняется, поэтому высверливать его довольно трудно. Сверла должны быть изготовлены из прочной быстрорежущей стали и иметь специальную заточку.

Для сквозного высверливания. Если детали планируется прокручивать насквозь, можно воспользоваться обычным сверлом, заточенным на конус. Диаметр подбирается на 1-2 мм шире сварной точки.

Для просверливания одной детали. Имеют практически плоскую заточку, в центре сверла есть выступ — поводок. Он предназначен для центровки и по внешнему виду напоминает маленькое сверлышко. Поводок может быть узким — подойдет для работы с тонкой жестью, и широким — подойдет для работы с толстым металлом. Диаметр подбирается по диаметру точки или чуть шире.

Корончатые сверла. Состоят из режущей части, направляющего поводка и хвостовика. Режущая часть может быть изготовлена из мягкого материала с твердосплавными напайками. Внутренний диаметр коронки должен быть на 1 мм шире точки. Особенность работы коронкой заключается в том, что она не высверливает материал точки, а выбирает металл детали вокруг нее.

Повторить самостоятельно форму заточки в гаражных условиях довольно сложно. Важно не испортить поводок и не перегреть металл. Потребуется калиброванный заточный станок и кондуктор. Опытный токарь может заточить сверло на обычном станке, но сверло будет работать хуже.

Процесс высверливания

Отсоединение кузовной детали состоит из нескольких логичных этапов:

  1. Подготовка. Стоит удалить все резинки, молдинги, накладки. Вся кромка стыка должна быть видна. Зачищаем кромку наждачной бумагой — так будут видны все точки. При необходимости узким острым долотом снимается герметик, шпатлевка или наплывы краски.
  2. Кернение точек. Острым керном аккуратными ударами намечаем центр сверления. Накерненные точки помогут держать центр и не сломать сверло в начале работы.
  3. Высверливание. Острым носиком сверло устанавливается в центр сварной точки в намеченное углубление. Высверливать точечную сварку необходимо на низких оборотах, двумя руками следует прочно удерживать дрель — детали неровные, и края инструмента всегда стараются задеть за выступы металла.
  4. Отсоединение поверхностей. Как правило, детали после высверливания продолжают держаться на краске, герметике или не высверленных участках. Отсоединить поможет поддевание плоской тонкой стамеской, ей же вырубаются невысверленные участки.

Новое сверло прослужит значительно дольше, если его не перегревать и работать аккуратно, дрель должна быть перпендикулярна обрабатываемой поверхности. Обороты лучше установить невысокие, изредка рабочую поверхность нужно смазывать. Толстые детали высверливаются в несколько приемов с периодическим охлаждением режущей части.

Другие способы удаления точечной сварки

Есть несколько способов, как удалить сварные точки в труднодоступных местах. Они могут применяться в комплексе с высверливанием, если добраться к точке проблематично.

  • Вырубка. Между деталями устанавливается острое зубило, резкими ударами точка срубывается. Детали деформируются, поэтому потребуется дополнительная правка. Облегчить процесс можно пневматическим зубилом или перфоратором
  • Вышлифовывание. Абразивным кругом выбирается металл точки до появления четких очертаний соединения. Способ требует аккуратности, так как есть риск повреждения детали.
  • Вырезание. Для этого потребуется аппарат плазменной резки. Им можно аккуратно насквозь вырезать точки, а отверстия заварить.

В зависимости от целей, которые стоят перед мастером и удобства применения можно применить любой из предложенных способов. Каждый случай уникален. стоит доверять своему опыту и интуиции.

Читать еще:  Как достать сверло из дрели

Ruman › Блог › Как правильно высверлить точечную сварку. Инструменты и приспособления

Начинающие кузовщики часто задаются вопросом, как правильно снять деталь (крыло, порог) при замене, если этот элемент крепиться не на болтах или саморезах, а на заводской точечной сварке. Вот тут нужно сразу определиться, а для чего это нужно. Если снять и выбросить, то тут не нужно долго думать, а сразу болгарку или зубило и рубите как хочется, но не везде…

В местах, где ремонтная деталь подкладывается под метал, к примеру, порог задвигается под среднюю стойку и под крылья спереди и сзади, вот там нужно аккуратно высверлить места точечной сварки.

Не зная о существовании специальных приспособлений, я затачивал простые сверла ровно, чтобы они обрезали металл вокруг сварочной точки от контактной сварки, ох и намучился я с ними, вам скажу. Но не будем о грустном, а перейдем к самой процедуре снятия порога (под замену) с использованием специальных сверл для высверливания точечной сварки.

Для того, чтобы снять порог я использую:

— болгарку (малую) с регулятором оборотов, к ней диск отрезной (толщиной 1,2 мм – оптимальная толщина для работы с металлом автомобиля) и болгарку с зачистным диском (6 мм толщиной),
— клещи,
— тонко заточенное зубило,
— коронку для высверливания точечной сварки,
— дрель,
— керн,
— сверло диаметром 2мм (можно 3) это не существенно,
— шуруповерт.

Спросите, почему так много всего? Ответ довольно прост – чтобы не переставлять сверла, и не менять диски на болгарке.

Итак, начинаем снимать порог
Сначала нужно отсверлить, те места, где впоследствии будет подставляться новый порог – средняя стойка, сапожок заднего и переднего (если оно не съемное) крыла.

Вот для этого нам понадобятся специальные сверла для высверливания точечной сварки.
Полностью это приспособление называется «коронка с оправкой для высверливания точечной сварки». Коронка это и есть те «зубчики», которые режут металл, а оправка, это утолщение на ней, для придания жесткости и удержания двух противоположно расположенных коронок.

Купить в простом магазине инструментов их проблематично. Поэтому, я заказываю такие коронки в интернет-магазине.

Как видите, можно использовать и сверло, и коронку, но для себя я выбрал и использую коронку, о которой и расскажу.

Почему коронка, а не сверло?

Как вам сказать? Тут на любителя, что ли, и к тому же, есть один нюанс – направляющее острие на сверле, не всегда прорезает закаленную часть точечной сварки, и нужно просверлить ее другим сверлом, чтобы это, углубилось до того, что срежет верхнее железо. Сумбурно? Ну как смог…

Цена фирменной коронки более тысячи рублей, китайские (тайваньские) от 130 рублей. Работал я и теми, и другими, и скажу вам по секрету, что отдал предпочтение китайским.
Фирменные — более острые и дольше держат заточку, но более хрупкие и ломаются при малейшем неосторожном движении (перекосе).

Китайские же, не так подвержены крошению, да и заточку держат не плохо. Есть один недостаток, это заедание направляющего стержня. Но если у вас было фирменное, как у меня, то впоследствии можно на хвостовик, просто, ставить китайские коронки. К слову, они есть (оказывается) в продаже отдельно от хвостовика.
На фото это 9,5 мм, есть у меня и 8 мм, меньше я не встречал. Само это приспособление разборное – коронка снимается (отвинчивается – резьба обычная) и как вы уже заметили режущая кромка с обеих сторон, при повреждении одной стороны, перевернули и работаем дальше.

В центре впереди, направляющий штырь, он на пружине, при надавливании утопает. Не пугайтесь, если вдруг начнете сверлить, а кромка не достает, до металла из-за штыря – он регулируемый. В хвостовике есть болт под плоскую отвертку (на фото ниже отмечен стрелкой), с его помощью отрегулируйте штырь так, чтобы кромка погружалась в металл на глубину толщины одного слоя.
Технология высверливания

Вставляете это приспособление в дрель, дрель для высверливания точечной сварки, лучше использовать с регулятором оборотов или ту, которая обладает большой мощностью при малых оборотах.

znak Не спешите сразу сверлить! Сначала найдите все сварочные точки и накерните. Бывает, что направляющий штырь выскакивает из накерненной точки, что зачастую приводит к поломке коронки.

Посоветовали мне насверливать места кернения, теперь если керн делает мелкое углубление, я сверлом диаметром 2-3 мм углубляю его (чтобы не переставлять сверла, я использую для этой цели шуруповерт).

Теперь можете высверливать места от точечной сварки.

Обороты на дрели выставляете малые, не больше 800 оборотов в минуту, коронка должна упираться в металл, строго перпендикулярно, чтобы полностью все зубцы были прижаты к металлу. Коронка обрежет железо вокруг сварной точки, и место сварки останется на том металле, который под низом.

Читать еще:  Как подобрать сверло под конфирмат

Теперь можно срезать порог тонким зубилом (я пользуюсь старой стамеской) выковырять (если нужно, то подрубить) отсверленное железо.
Процесс удаления порога, желательно, проводить в указанной мною последовательности. Объясню почему. Если вы сначала обрежете весь порог, и оставите только те места, где нужно будет отсверлить, то вы точно поломаете коронку, потому, что не будет упора, и металл будет играть, прогибаться даже от незначительного нажатия.

Отойдя немного от темы высверливания мест точечной сварки с помощью коронки и дрели, продолжу о снятии порога.

Если вы не собираетесь использовать порог в дальнейшем в качестве донора, то все точки высверливать не нужно, а только те, что я назвал выше. Остальное все можете удалить, как вам позволит ваша фантазия – срезать болгаркой, отрубить зубилом или топором.

Я обрезаю все вплотную болгаркой или срубаю зубилом, места крепления с оставшимися (не высверленными точками) прорезаю болгаркой (на глубину листа металла), а потом клещами отрываю места сварки.
Это быстрее и удобнее, чем все ранее испробованные мною способы.

После установки нового порога, просто провариваете через уже готовые отверстия, зачищаете и шпаклюете.
Вот и всё, дерзайте, у вас всё получится.

И еще нашел одно полезное видео, как без спец. средств для высверливания точечной сварки можно обойтись малыми силами.

Сверло для высверливания точечной сварки. Особенности заточки

Специалистам по кузовному ремонту известна ситуация, когда необходимо снять элемент конструкции автомобиля, прикреплённый к смежным деталям путём точечной сварки. Гидропробойником удаётся воспользоваться далеко не всегда, поэтому наилучший вариант – специальное сверло для высверливания точечной сварки, установленное в патрон электродрели.

Конструкция

Сверло для точечной сварки опознать просто – его рабочий торец плоский, а по оси имеется заточенный на конус 90º кернящий выступ, благодаря которому можно избавиться от наиболее трудоёмкого этапа – центровки сверла. Поэтому умельцы часто для высверливания используют обычные свёрла, заточенные специальным образом.

Принципиально возможен и другой вариант высверливания точечной сварки – использование специальных коронок. Такой инструмент включает в себя центрирующий подпружиненный стержень, на который насажен режущий диск с несколькими торцевыми зубьями. Предполагается, что сначала пользователь вдавливает керн в металл, а затем, по мере погружения коронки в его толщу, производит высверливание металла вокруг зоны сварного шва. Для придания инструменту необходимой жёсткости, вся конструкция заключена в оправку.

Выполним сравнительную оценку эффективности обоих методов высверливания, предполагая, что металл коронки и сверла одинаков: быстрорежущая сталь Р18 (хотя инструменты такого рода изготавливаются также из сталей Р6М5, Р6М5К5 и даже Р9К6). Предпочтительно использовать инструмент отечественного производства: китайские производители могут вместо быстрореза предложить совсем иную сталь, типа 45Х с ожидаемо плохим финалом.

Коронка для точечной сварки

Инструмент – достаточно массивный, поэтому сначала рекомендуется плотно прижать к поверхности детали центрирующий стержень, а затем, на малых оборотах, приступать к вырезанию металла. Сложность в том, что при точечной сварке малоуглеродистая сталь, из которой изготавливаются все кузовные детали, существенно упрочняется. Поэтому вдавливание в металл центрирующего стержня потребует от работающего значительных усилий.

Вторая проблема — неодновременность врезания зубьев коронки в сталь. Это происходит потому, что поверхность в зоне сварки имеет микронеровности, образовавшиеся в результате термического воздействия от электродов для контактной сварки. Результат – вероятная эксцентричность высверленного отверстия.

Специалисты советуют предварительно кернить места высверливания (например, при помощи шуруповёрта), поскольку нередки случаи, когда центрирующий стержень выскакивает из гнезда, и коронка начинает сверлить сталь совсем в другом месте. В этом случае для операции необходимо иметь два приводных инструмента.

Ещё одна проблема при использовании коронок – их быстрый перегрев, в результате которого эффект теплового расширения увеличивает фактический размер полученного отверстия, и насадка трескается. После использования, коронки необходимо очищать от стружки.

Впрочем, не всё так плохо: коронки имеют двухстороннее исполнение, поэтому при затуплении достаточно перевернуть инструмент на 180º, и продолжать работу тем же комплектом.

Сверло

Инструмент для таких целей состоит из трёх участков:

  1. Керна (его высоту выбирают так, чтобы она была не менее толщины металла детали, обычно достаточно 2…3 мм).
  2. Основной режущей части. Она может быть обычной или с напылением нитридом титана, в этом случае долговечность сверла заметно увеличивается, а размеры режущей части не будут зависеть от температуры нагрева.
  3. Посадочной части под патрон электродрели.

Технология высверливания в этом случае несколько упрощается: вначале керн внедряется в металл изделия, а затем боковыми гранями сверла выполняется требуемая операция. В данном случае основная проблема – необходимость выдерживать инструмент строго перпендикулярно поверхности кузовной детали.

Читать еще:  Ковка ножа из сверла

При выборе в пользу сверла для точечной сварки необходимо предварительно оценить точность расположения керна, для чего подойдёт штангенциркуль с ценой деления нониуса не 0,1 мм, а 0,01 мм. Несоосность приводит к тому, что часть сверла работает по незакалённому металлу, а потому нагрузка на инструмент распределяется неравномерно. Также придётся затрачивать больше времени на периодическую заточку сверла и собственно керна, тщательно выдерживая его угол при вершине и высоту.

Используя сверло для высверливания точечной сварки, также потребуется изменять число оборотов дрели: вначале оно должно быть небольшим, до 700…800 мин -1 . Тем не менее, суммарная трудоёмкость операции всё равно меньше, чем в предыдущем варианте, а для высверливания достаточно использовать только один электроинструмент – дрель.

Специальное сверло для высверливания точечной сварки – каковы его характеристики и как его применять

Контактный (или точечный) метод сваривания довольно простой. Но, тем не менее, он чаще всего применяется для соединения металлических элементов с элементами из искусственных полимеров. Эта технология быстрой сварки, которая даёт плотные сплошные швы.

Но иногда конструкции, выполненные точечно, приходится разбирать. Что использовать в этой ситуации и как убрать точки сварки? Для того, чтобы высверлить соединение точечной пайкой, мастера в основном используют дрели.

Обычно делают это на станциях техобслуживания автомобилей, так как машины производят именно точечным методом.

Мы расскажем, как избавиться от точечной сварки на автомобильных и любых других деталях, как отличить классическое сверло от такого для контактной пайки, и какие нюансы есть у разъединения без повреждения соединённых элементов.

Общая информация

Строительные электросвёрла имеют мало общего со своими “родственниками” для точечной сварки. У последних выделяется специальная форма, которая позволяет применять их для разъединения деталей со сварными точками.

Такими типами свёрл можно выполнить отверстия на любом виде металла с тонкими листами, в том числе легких и тяжелых сплавах. Полимерные заготовки ими тоже можно обработать.

Выше мы обратили внимание на особую форму сверла для точечной сварки. У него плоский край, имеется маленький конусообразный выступ.

Этот выступ на заводе затачивают под прямым углом, что помогает свободно разместить сверло по центру относительно точки сварки.

Профессиональные сварщики говорят о том, что специальное сверло – необязательное условие разъединения точечных швов. Обычные строительные электросвёрла можно использовать как основу для заточки сверла для контактной сварки.

Заточить сверло под силу только мастеру со стажем, который использует подходящее оборудование. К тому же, заточка имеет множество нюансов, которые мы не будем перечислять в этой статье.

Скажем только, что это сделать можно, но сам процесс требует терпения, внимательности и опыта.

Как использовать

В отличие от сверла, инструмент можно использовать простой – бытовую дрель. Хорошо если у неё маленькая мощность и скорость (количество оборотов в минуту).

Это может быть электродрель с возможностью вручную регулировать скорость оборачивания. Так дрель не деформируется во время того, как вы будете удалять сварное соединение.

Вставьте сверло, которое вы выбрали (не важно, обычное или заточенное) в инструмент и проверните пару раз. Обязательно удостоверьтесь, что сверло хорошо село и не выпадет во время работы.

Перед тем, как вы начнете сверлить, накерните точки сварки. Для этого используйте керн. Его диаметр может быть меньше двух миллиметров, это не критично. После керна отверстие можно расширить стандартным электросверлом до трёх миллиметров.

Это короткое действие уменьшит степень деформирования заготовки, когда вы будете окончательно высверливать ее.

Если вы всё подготовили правильно, настроили дрель, закрепили сверло и обработали сварочные точки приступайте к высверливанию шва самодельным или специальным сверлом.

Время, которое вы потратили на подготовку, “окупится”, благодаря тому, что сам процесс высверливания длится несколько секунд.

Дрель с возможностью ручной регулировки желательно настроить так, чтобы она не выдавала больше 800 оборотов в минуту, чтобы не столкнуться с её поломкой.

Во время работы держите инструмент параллельно по отношению к конструкции, стараясь ни в коем случае не наклонять её слишком сильно. Само сверло должно чётко вертикально упираться в элемент, который вы высверливаете.

Заключение

Это всё, что мы можем рассказать вам о разъединении швов, полученных при помощи точечной сварки. Для этого вы можете купить специальное сверло в строительном магазине или заточить обычное, которое может лежать у вас дома.

О том, как затачивать свёрла, вы можете узнать, просмотрев несколько тематических видео. Если у вас есть минимальный опыт, это будет несложно.

Но учтите, что работать нужно аккуратно, иначе вы повредите детали, которые разъединяете. Желаем удачи!

Профессиональный сварщик 6-го разряда с 15+ летним практическим опытом работы (не считая обучения)

Регулярно проверяю опубликованные статьи и отвечаю на ваши вопросы! Спрашивайте, не стесняйтесь! =)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector