Споттером называется одна из разновидностей сварочных аппаратов. Данное приспособление предназначено для точечной односторонней сварки в труднодоступных местах автомобиля и выравнивания поврежденной поверхности снаружи. Рассмотрим схему работы устройства и как можно собрать споттер своими руками.
Составляющие споттера и принцип его работы
Устройство представлено в виде аппарата, состоящего из:
корпуса, в котором содержатся все механизмы сварочного аппарата;
кабеля;
стаддера (пистолета);
электрода (острого прута).
Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.
На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер. Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.
Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.
Как сделать споттер?
Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током — под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.
Необходимые материалы
Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:
привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
реле (30 Ампер);
диодный мостик;
контактная группа на 220 вольт;
любая подходящая кнопка для управления.
Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.
Сборка
Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер.
Процесс сборки состоит из следующих этапов:
С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт. Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.
Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой. Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.
Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.
Изготовление трансформатора
Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.
Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.
Изготовление стаддера
Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.
Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.
Как правильно работать с механизмом?
Для быстрого и четкого выполнения кузовных работ нужно не только правильно собрать споттер для рихтовки авто своими руками, но и знать некоторые важные нюансы при работе с ним:
необходим постоянный контроль работы каждой детали устройства;
при обнаружении неполадок лучше всего обратится к высококвалифицированному мастеру;
чтобы пользоваться прибором было удобно, все элементы, при помощи которых осуществляется управление, лучше вывести на лицевую панель;
проследить, чтобы длина проводов не превышала 2,5 метра – это не лучшим образом отразится на работе агрегата;
прежде чем применить аппарат точечной сварки, деформированную поверхность обязательно нужно зачистить от каких-бы то ни было видов покрытия – будь то лакокрасочные материалы или пятна ржавчины. Это обеспечит качественное соединение двух металлов и может существенно повлиять на конечный результат;
в обязательном порядке к поверхности, подлежащей рихтовке, присоединяют контакт заземления;
на предварительно очищенную поверхность авто приваривают крепеж, через который происходит присоединение сварочного приспособления;
к приваренному крепежному элементу производится захват споттера пистолетом, а затем вытягивание вмятины. Но на этом процесс не заканчивается. Для полной коррекции металлической поверхности, в зависимости от ее толщины, прибегают к помощи дополнительных инструментов – стапелей, гидроцилиндров, обратного молотка для споттера и проч.;
после того, как желаемый результат достигнут, приваренный элемент скручивают, а место его контакта с кузовом обрабатывают шлифовальной машинкой.
Тем мастерам, для которых изготовление споттера из полуавтомата является дебютом в работе с электроникой, рекомендуется досконально изучить графическую схему споттера, а также просмотреть соответствующее видео.
Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками
Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.
Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.
Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.
А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.
Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.
Как он работает: нюансы
Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.
Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.
Чаще всего у споттера следующие режимы работы:
Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.
Споттер из инвертора
Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.
Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.
Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:
трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
тиристор на 200 вольт;
реле на 30 ампер;
кнопка управления;
контакты на 220 вольт;
диодный мост.
Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.
Как это работает
Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.
В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.
Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.
Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.
Материалы
Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.
Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.
На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.
Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.
Функции и характеристики
Функции споттера следующие:
сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.
Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:
напряжение сети должно быть 220 вольт;
частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
максимально допустимая мощность – 10 кВт;
максимальный рабочий ток – 1300А;
напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
производительность – 15%;
тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
вес конструкции 32 кг.
Как работать споттером
Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.
Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.
Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.
После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.
Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.
Как сделать пуллер
Сварка споттером эффективна для воссоздания ровной поверхности на поврежденных кузовах автомобилей. Но для этого требуются некоторые аксессуары. Одним из них является пуллер. Это вытяжное устройство, позволяющее отводить наружу маленькую площадь металла, оставляя окружающую часть на месте. Если просто приварить жало споттера к вмятине и потянуть назад, то вместе с ямкой поддастся и вся площадь. Получится вздутие на кузове. Данная же принадлежность позволяет удержать окружающую поверхность, и вытянуть только точку.
Свой самодельный пуллер можно сделать из пистолета для герметика. Его приобретают в строительном магазине. При покупке стоит выбрать модель с более толстыми ручками, т. к. это окажет влияние на последующую работу и срок эксплуатации. Далее выполняется несколько манипуляций, наглядно показанных на видео, по следующим этапам:
Разборка пистолета. С него удаляется емкость для герметика. Откручиваются передний ограничитель и уплотнители под тубус.
Из листового железа с толщиной стенки 3 мм необходимо вырезать несколько колец разного диаметра. Чтобы сэкономить на материале, их расчерчивают в одном круге, по убывающей. Ширина кольца варьирует от 20 до 30 мм. Самое маленькое кольцо должно свободно, но без лишнего люфта, насаживаться на приемное гнездо у рукоятки клеевого пистолета и прижиматься заводской гайкой.
К маленькому кольцу привариваются два квадрата из листового железа, толщиной стенки 3 мм и размерами сторон 20 х 20 мм. Предварительно в них сверлится по одному отверстию.
Из кругов большего диаметра изготавливаются упоры об корпус под вмятины разной величины. Для их соединения с основной конструкцией берутся полоски металла с параметрами 15 х 150 мм и толщиной 3 мм (2 шт). Один их край приваривается к противоположным сторонам большого круга, а второй, загибается под 90 градусов во внутрь. В этих краях просверливаются отверстия, идентичные креплению на самом маленьком круге. Болтовым соединением конструкция собирается вместе и напоминает конус.
Самодельный пуллер должен крепиться к источнику тока от споттера. Для этого берут латунный цилиндр, в котором токарь высверливает середину под точный диаметр штока от силиконового пистолета. Сбоку цилиндра сверлится отверстие и нарезается резьба для крепления контакта.
На торце цилиндра фиксируется жало для сварки.
Пуллер можно сделать и из пассатижей. Понадобится шток, система из колец для создания упора, и мощная узкая пружина, для возврата сжатой рукоятки. Шток приваривается к одной из рабочих сторон плоскогубцев, на него насаживается пружина и крепится упор. Ток от аппарата можно подвести через клемму на верхнем торце или сбоку на латунном цилиндре. Такие аксессуары для споттера могут выглядеть не очень презентабельно, но хорошо справляются со своим предназначением.
Делаем обратный молоток и пистолет
Самодельный обратный молоток, сделанный из сподручных материалов, поможет выровнять ударами любую вмятину. Самая простая конструкция требует наличия штока — стального прутка диаметром 8-10 мм. На одном торце крепится рукоятка. Это ручка от велосипеда или самоката. В этом же месте приваривается болт для накидывания клеммы и подключения кабеля.
Обратный молоток с другой стороны штока должен иметь жало для сварки. Его можно приварить, либо сделать съемным через прорезь и болтовое крепление. На рабочую ось насаживается груз, который и будет создавать воздействие на металл при ударе. Его вытачивают из обычной стали на токарном станке. Внутреннее отверстие должно позволять свободно скользить по штоку. По краям последнего привариваются толстые шайбы для упора. Удобно, когда самодельный обратный молоток имеет пружину между грузом и шайбой, ближней к сварочному концу. Это помогает возвращать удар для следующего действия и ускоряет работу.
Если поместить этот шток в корпус от дрели или игрушечного пистолета, то можно совместить обратный молоток и сварочный пистолет в одну конструкцию. Но последний изготавливается и отдельно. В один из имеющихся корпусов (старая дрель или другое) монтируется короткий шток с прорезью и прижимным отверстием для болта. В прорезь вставляется электрод или шайба. Кабель прокладывается внутри корпуса.
Как сделать гребенку и шайбы
Гребенка для споттера помогает одновременно оказывать воздействие на большую площадь. Ее применяют на длинных вмятинах. Сварочный процесс заключается в равномерной установке шайб по всей плоскости с дефектом, и захвате гребенкой сразу всех элементов. Подобные расходники для споттера продаются в специализированных магазинах, но их можно изготовить и самостоятельно.
Для этого понадобиться:
полоска железа толщиной 3 мм и шириной 30 мм;
металлическая трубка диаметром 15 мм и длиной 40 мм;
стальной прут 13 мм в диаметре;
гайка на 22 мм;
болт и гайка на 8 мм.
Железная полоска нарезается на части длиной в 100 мм. В каждой сверлятся три отверстия на 13 мм с расстоянием между собой по 15 мм. Крайние два соединяются между собой путем прорезей болгаркой. Одиночное отверстие вырезается под крюк благодаря косому срезу. Острые углы с этой стороны стоит обточить для удобства будущих манипуляций по введению крюков в петли.
Крепление под обратный молоток и рабочие элементы изготавливается из трубки, в которой сверлится отверстие, и приваривается гайка на 8 мм для фиксации прута с захватами. С противоположной стороны трубки приваривается более крупная гайка для крепления штока молотка.
Самодельные шайбы можно нарезать из медной полосы со стенкой 2-3 мм. В ней сверлятся отверстия, подходящие под крюки, а углы обрабатываются на точильном станке до гладких и плавных краев, не мешающих рабочему процессу.
Самодельные аксессуары для работы со споттером значительно экономят средства и позволяют выполнять такие же по качеству операции с реставрацией геометрии кузова, как и магазинные приспособления.
Подробная инструкция изготовления споттера из сварочного аппарата
Споттер – прибор, позволяющий выполнить точечную сварку. Это устройство используется для соединения тонких деталей, и выполнения рихтованных работ. Чаще всего споттер применяется при восстановительных работах кузовной части авто. Оборудование такого типа используется сотрудниками автосервисов. Но при необходимости собрать споттер можно своими руками из сварочного аппарата.
Самодельный споттер можно сделать из старого инвертора. Но для этого нужно знать, по какой схеме собирается конструкция. Работа споттера зависит от ряда обязательных компонентов:
сварочных трансформаторов;
первичной обмотки;
диодного моста;
тиристора.
Схема работы оборудования определяется по двум диагоналям. Мощность трансформатора первой диагонали выше, чем второй. Поэтому он принимает напряжение после включения аппарата. Электричество поступает через вторичную обмотку по диодному мосту и реле в конденсатор. Благодаря этой системе обеспечивается зарядка. При этом в трансформаторе напряжение пропускается, и не накапливается. При такой схеме запуска тиристор закрывается.
Для начала сварки потребуется открытие тиристора. После отключения зарядки конденсатора, вторичная обмотка трансформатора получит достаточный показатель тока для сварки. Более подробно рассмотреть элементы схемы в работе можно на плане.
Корпус и комплектующие
При создании самодельного прибора, производится подбор корпуса. В качестве основания прибора выступает диэлектрическая плитка. Детали из других материалов для этой цели не используются. Габариты основания выбираются произвольно. Необходимо учитывать, чтобы на него можно было поместить все используемые комплектующие. При этом они должны быть размещены так, чтобы при монтаже и в случае необходимости к ним был обеспечен свободный доступ.
Чтобы не ошибиться в расчетах, заранее подготавливается чертеж, включающий используемые компоненты.
Подходящий вариант для выполнения функций корпуса – старый сварочный аппарат. Также в качестве корпуса используется микроволновая печь. Крепление компонентов зависит от того, каким планируется сделать прибор: стационарным или переносным. При выборе второго варианта, комплектующие распределяются равномерно, и монтируются при помощи крепежных элементов. С внешней стороны корпуса устанавливаются ручки для транспортировки.
Учитывая вес оборудования, под основанием следует установить колеса. Благодаря этому устройство не потребуется поднимать при перемещении.
Список дополнительных комплектующих состоит из:
пистолета – рабочий механизм прибора;
сварочных кабелей – в количестве двух штук;
инопуллера – прибор, известный также под названием «обратный молоток».
Чтобы присоединить кабели к пистолету, используются клеммы, совместимые с резьбовыми соединениями рабочего механизма. На обратной стороне кабелей крепятся такие же компоненты, или же с использованием быстрозажимных элементов создается масса.
Изготовление пистолета
Без пистолета споттер не будет выполнять свои функции. Этот компонент также известен под названием «стаддер». Выбор рабочего механизма зависит от предполагаемых целей. Споттерные пистолеты условно делятся на две категории:
Для работы с высокой частотой применения споттера, покупаются заводские модели. Такие аппараты способны обеспечить достаточную производительность при поставленных задач для профессионального сварщика.
Самодельный пистолет споттера рекомендуется применять для бытовых работ, где не требуется большой нагрузки на оборудование. В качестве самодельных рабочих механизмов используются:
пистолет для нанесения клея;
сварочный аппарат полуавтоматического типа.
Чтобы изготовить ручку для стаддера, используется гетинакс или текстолит. Толщина материала составляет от 12 до 14 миллиметров. Из него вырезаются два прямоугольника одинакового размера.
В одном из отрезков создается ниша для размещения крепежного элемента. Эта часть заготовки предназначена для крепления:
электрода – прут из меди с диаметром от 8 до 10 миллиметров;
лампочки;
кнопки, включающей подсветку;
переключателя, подающего импульс.
Кнопка должна быть размещена строго в созданном углублении. В качестве крепежного элемента используется самодельный кронштейн. Для его производства применяется труба, изготовленная из меди. Необходимо чтобы получилось сечение квадратного или прямоугольного типа.
При работе споттера электрод требуется периодически заменять. Чтобы эту задачу было проще выполнять, при проектировании устройства необходимо разместить электрод так, чтобы для его замены не требовалось разбирать всю конструкцию.
Пистолет подключается к споттеру при помощи пятижильного кабеля сварочного или контрольного типа. Жилы соединяются с:
переключателем;
лампочкой подсветки;
лампочкой выключателя.
Конец кабеля помещается в отверстие кронштейна, и закрепляется при помощи паяльника. Перед этим его необходимо зачистить.
Инопуллер или обратный молоток
Инопуллер для кузовного ремонта – дорогостоящий прибор. Но самостоятельное изготовление выполняется по более простой схеме, чем сборка пистолета. Этот компонент изготовляется на основе пистолета для монтажных работ. Обратный молоток и насадки производятся пошагово:
удаление верхней части для крепления пенного баллона или герметика;
приваривание вместо них стоек – производятся из прутьев с диаметром от 6 до 10 миллиметров;
приваривание кольца к стойкам – за основу берете тот же прут, что использовался и для стоек, а затем скрепите его в кольцо с диаметром 100 миллиметров.
Затем приваривание кольцо обматывается изолентой. Благодаря этому в процессе работы оно случайно не приварится к рабочему покрытию. Изогнутая часть пистолета срезается, а на ее место крепится кабель. Место среза затачивается, пока не приобретет форму конуса, имеющего диаметр не более 3 миллиметров.
Трансформатор и его модификация
Споттер, изготовленный из сварочного аппарата своими руками, работает при помощи трансформатора. От сварочного трансформатора зависит образование тока для сварки и мощность споттера. Такое устройство сложно найти на рынке электроприборов, поэтому автомат в любом случае придется делать самостоятельно. В качестве основы трансформатора выступает магнитный провод с сечением от 400 квадратных миллиметров.
Трансформаторы делятся на две категории: пластинчатую и ленточную. Устройства обеих категорий производятся в трех формах:
ш-образной, известной также как «броневая»;
о-образной, известной также под названием «стрежевая»;
тороидальной.
Подходящий вариант для самодельного споттера – третий, поскольку он отличается наименьшим весом и минимальным объемом слоев вторичной обмотки. Трансформаторы имеют различное количество витков на корпусе. Число витков, которые включает первичная обмотка рабочего прибора, зависит от получаемого напряжения. При выполнении обмотки проводятся пробные запуски, пока показатель не достигнет 1 Вольт.
Возможности самодельного споттера
Самодельный споттер для рихтовки обладает большинством функций профессионального аппарата. С его помощью:
создается точечная сварка для соединения деталей;
прогреваются рабочие элементы;
зачищаются поврежденные зоны деталей;
захватываются крепежные элементы;
вытягиваются вмятины кузова автомобиля;
устраняются крепежные элементы;
зачищается рабочая поверхность.
Использование аппарата не требует профессиональных навыков для использования, поскольку схема управления споттером проста. Прибор работает в постоянном и кратковременном режиме. При помощи дополнительных элементов обеспечивается принудительная система охлаждения.