Скорость коррозии металла в грунте

4.2. Подземная коррозия

Подземная коррозия металлических конструкций протекает в почвенных или грунтовых условиях и имеет обычно электрохимический механизм. Подземной коррозии подвержены, главным образом, металлические трубопроводы, подземные резервуары, силовые электрические кабели и др. Особенно сильное разрушение наблюдается в условиях совместного воздействия грунта и блуждающих токов.

Различают следующие виды почвенной коррозии:

– Подземная коррозия – коррозия в почве, вызываемая коррозионными элементами, возникающими на металле в местах соприкосновения его с коррозионной средой вследствие неоднородности металла сооружения, неодинакового состава почвы, различия температур, влажности и воздухопроводности почвы на различных участках сооружения.

– Подземная биокоррозия – это коррозия, вызываемая жизнедеятельностью микроорганизмов, воздействующих на металл, обычно процесс завершается электрохимической коррозией.

– Электрокоррозия – коррозия металлических подземных сооружений под действием токов утечки с рельсов электрифицированных железных дорог и других промышленных установок. Она подразделяется на коррозию блуждающими токами и коррозию внешним током.

В почве содержатся влага и различные химические реагенты, поэтому она обладает ионной проводимостью и в большинстве случаев, за исключением очень сухих грунтов, механизм подземной коррозии – электрохимический. Наиболее характерным катодным процессом в подземных условиях является кислородная деполяризация. В кислых грунтах (болотистый) может проходить коррозия и с водородной деполяризацией. Рассмотрим пример работы коррозионного элемента в почве.

На аноде протекает реакция окисления железа с образованием гидратированных ионов:

На катоде протекает реакция ионизации кислорода:

В электролите почвы ионы и взаимодействуют друг с другом, образуя нерастворимый осадок гидроксида железа, который затем может перейти в оксид железа:

,

.

Анодные и катодные процессы, в большинстве случаев, протекают на различных участках, т.е. поверхность корродирующего металла состоит из некоторого числа коррозионных микроэлементов и общая скорость коррозии зависит от числа таких элементов и интенсивности их работы. Такой механизм коррозии называют гетерогенно-электрохимическим.

Общая скорость коррозии определяется скоростью процесса, протекающего медленнее других. Процесс, кинетика которого определяет общую скорость коррозии, называется контролирующим.

В зависимости от условий возможны следующие виды контроля подземной коррозии металлов: преимущественно катодный контроль – во влажных грунтах; преимущественно анодный контроль – в рыхлых и сухих грунтах; смешанный катодно-омический контроль – при грунтовой коррозии металлических конструкций, вследствие работы протяженных макропар (трубопроводы).

В большинстве случаев коррозия подземных сооружений протекает с преимущественным катодным контролем, обусловленным торможением доставки кислорода к поверхности металла.

Критериями опасности коррозии подземных металлических сооружений, согласно ГОСТ 9.602 – 89, являются:

– Коррозионная агрессивность среды по отношению к металлу конструкции;

– Опасные действия постоянного и переменного блуждающих токов.

Скорость коррозии металла в почве зависит от коррозионной активности почвы, то есть от некоторых ее свойств: структуры, пористости, влажности, минерализации грунтовых вод, кислотности, воздухопроводности, удельного электрического сопротивления и температуры среды.

– Влажность почвы. Наличие влаги делает грунт электролитом и вызывает электрохимическую коррозию металлов. Увеличение влажности грунта ускоряет протекание анодного процесса, снижает сопротивление электролита и затрудняет протекание катодного процесса при значительном содержании воды в почве. Максимальная скорость подземной коррозии наблюдается в почвах, содержащих 15—25% влаги. Для каждой почвы существует определенный интервал влажности, соответствующий максимальной скорости коррозии.

— Воздухопроводность грунтов. Пористые грунты могут сохранять влагу в течение длительного времени и создавать благоприятные условия для аэрации (диффузии кислорода). Повышение воздухопроводности грунтов ускоряет коррозионный процесс вследствие облегчения протекания катодного процесса.

— Электропроводность грунтов. Наличие в почве водорастворимых солей способствует увеличению ее электропроводности. Наиболее сильно влияют на коррозионный процесс ионы ,,,,,, и др. Увеличение засоленности грунта, кроме того, облегчает протекание анодного (депассивация анодных участков поверхности) и катодного процессов.

— Кислотность грунта. Она колеблется в широких пределах (рН 3—9). Очень кислые грунты ускоряют коррозию металлов в результате повышения растворимости вторичных продуктов коррозии и возможной дополнительной водородной деполяризации. По величине рН различают кислые (рН 3—5), нейтральные (рН 6—8) и щелочные (рН 9—10) почвы.

— Наличие микроорганизмов. Микроорганизмы, находящиеся в грунтах, могут вызывать значительное местное ускорение коррозии металлов. Наибольшую опасность представляют анаэробные сульфат-редуцирующие бактерии, которые развиваются в илистых, глинистых и болотистых грунтах. Эти бактерии в процессе жизнедеятельности восстанавливают содержащиеся в грунте сульфаты, потребляя образующийся при катодном процессе водород, до сульфид-ионов с выделением кислорода:

Выделяющийся кислород принимает участие в катодной деполяризации коррозионного процесса. Сульфид-ион является депассиватором, а также связывает ионы железа, образуя малозащитные пленки сульфида, и тем самым облегчает анодный процесс.

— Температура грунта. Температура грунта влияет на кинетику электродных процессов и диффузию, определяющие скорость коррозии. Обычно с увеличением температуры наблюдается экспоненциальное возрастание скорости подземной коррозии металла. Различие температур на отдельных участках протяженных подземных сооружений может привести к возникновению термогальванических коррозионных элементов, усиливающих коррозию.

Удельное электрическое сопротивление почвы является функцией всех рассмотренных свойств почвы и представляет один из наиболее характерных показателей коррозионной активности почв по отношению к стали. В определенных границах существует прямая зависимость: чем меньше удельное электрическое сопротивление, тем больше скорость коррозии. Эта зависимость позволяет приближенно оценить коррозионную активность почв.

Согласно ГОСТ 9.602 – 89, коррозионную активность почв по отношению к стали оценивают:

– по удельному электросопротивлению почвы;

– по средней катодной плотности тока при смещении потенциала катода на 100 мВ отрицательнее потенциала коррозии стали.

В табл. 4.2 приведены удельное электрическое сопротивление грунта и величина средней плотности катодного тока, характеризующие коррозионную активность грунтов по отношению к стали.

Удельное электросопротивление грунта, Ом∙м

Средняя плотность катодного тока, А/м 2

Влияние различных факторов на грунтовую коррозию металлов

Грунтовые условия, в которых эксплуатируются металлические сооружения, весьма неодинаковы. Скорость коррозии металлов в грунте в значительной степени зависит от состава грунта, его влагоемкости (т.е. способности удерживать влагу) и воздухопроницаемости и определяется кинетикой электродных процессов, а в случае работы протяженных коррозионных пар также и омическим сопротивлением грунта. Следует отметить следующие основные факторы, определяющие скорость и характер грунтовой коррозии металлов:

Читать еще:  Как сделать патину на металле

1. Наличие влаги делает грунт электролитом и вызывает электрохимическую коррозию находящихся в нем металлов. Увеличение влажности грунта облегчает протекание анодного процесса (затрудняя пассивацию металла), уменьшает электросопротивление грунта, но затрудняет протекание катодного процесса при значительном насыщении водой пор грунта (уменьшая аэрируемость грунта и скорость диффузии кислорода). Поэтому зависимость скорости коррозии металлов от влажности грунта имеет вид кривых с максимумом (рис. 11) — при большем избытке воды скорость коррозии металлов падает вследствие торможения катодного процесса, что обусловлено сильным ростом толщины диффузионного слоя.

Рис. 11 Влияние влажности н скорость коррозии стали: 1 – в песке; 2 — в глине

2. Большое значение имеет воздухопроницаемость почв. Затруднение доступа кислорода снижает скорость коррозии. По этой причине песчаные почвы часто более агрессивны, чем глинистые. Если трубопровод пролегает последовательно в глинистых и песчаных почвах, т.е. в условиях неравномерной аэрации, то возникают микрогальванические коррозионные зоны: на глинистом участке — анодная, а на песчаном — катодная (рис. 6.4). Разрушение металла протекает на тех участках, к которым затруднен доступ кислорода. Анодные и катодные участки могут быть значительно удалены друг от друга. Расстояние между ними может составлять несколько сотен метров.

В большинстве почв процесс коррозии протекает с катодным торможением из-за трудности транспорта кислорода (рис. 13, а). В рыхлых, хорошо аэрируемых почвах наблюдается анодное торможение (рис. 13, б). При возникновении коррозионных пар, в которых анодные и катодные участки значительно удалены друг от друга, процесс характеризуется омическим торможением (рис. 13, в).

Рис. 12 Схема коррозии полисного трубопровода в условиях различной аэрации почв

Рис. 13 Случаи контроля коррозионного процесса для различных условий почвенной коррозии: а – коррозия в большинстве почв с превалирующим катодным контролем; б – коррозия в рыхлых, сухих почвах (анодный контроль); в – коррозия при большой протяженности (превалирующий омический контроль)

  • 3. Электропроводимость грунтов, которая колеблется от нескольких единиц до сотен Ом на метр зависит главным образом от его влажности, состава и количества солей и структуры. Увеличение засоленности грунта облегчает протекание анодного процесса (в результате депассивирующего действия особенно галоидных солей), катодного процесса (например, ускорение катодного процесса окисными солями железа) и снижает электросопротивление. Во многих случаях величина электропроводности почв и грунтов с достаточной точностью характеризует их коррозионную агрессивность для стали и чугуна (за исключением водонасыщенных грунтов) и используется в этих целях
  • 4. Кислотность грунта, которая характеризуется колебаниями рН в пределах от 9 до 3, ускоряет коррозию в результате повышения растворимости вторичных продуктов коррозии и возможной дополнительной катодной деполяризации водородными ионами.
  • 5. Неоднородность грунта по его структуре, плотности, составу, влажности, кислотности и т.д. приводит к возникновению макрокоррозионных пар и усилению коррозии металлов и ее неравномерности.
  • 6. Микроорганизмы, находящиеся в большом количестве в почвах и грунтах, могут вызывать значительное местное ускорение коррозии металлов, в частности стали (рис.14). Коррозия металлов, вызванная или усиленная воздействием микроорганизмов называется биологической или биохимической.

Рис. 14 Схема коррозии стенок обсадных стальных труб нефтяных скважии вследствие биологической сульфат-редукции

Наибольшую опасность представляют анаэробные сульфат-редуцирующие бактерии, которые развиваются в илистых, глинистых и болотных грунтах, где возникают анаэробные условия. Эти бактерии в процессе жизнедеятельности восстанавливают содержащиеся в грунте сульфаты, потребляя образующийся при катодном процессе водород, до сульфид-ионов с выделением кислорода:

Не полностью используемый бактериями на окислительные процессы кислород обеспечивает протекание катодной деполяризацнонной реакции грунтовой коррозии стали в анаэробных условиях. Сероводород уменьшает перенапряжение водорода в кислых и слабокислых грунтах, облегчая протекание катодного процесса в этих условиях. Сульфид-ионы, действуя как депассиваторы, а также связывая железо в труднорастворимые и малозащитиые сульфиды, растормаживают анодный процесс коррозии стали. Скорость коррозионного разрушения стали при воздействии этих бактерий может возрастать в 20 раз.

Из аэробных бактерий наибольшее значение имеют серобактерии, которые в процессе жизнедеятельности окисляют сероводород в серу, а затем в серную кислоту по уравнениям:

Присутствие в коррозионной среде сульфидов и сероводорода приводит к образованию на поверхности изделия рыхлого слоя сульфида железа. Коррозия имеет питтинговый характер.

7. Температура грунта, которая в зависимости от географической широты, климатических условий, времени года и суток может меняться в пределах от -50 до +50°С, влияет на кинетику электродных процессов и диффузии, определяющих скорость грунтовой коррозии металлов. Обычно наблюдается экспоненциальное возрастание скорости грунтовой коррозии металлов с увеличением температуры, которое в координатах lg Km (скорости коррозии) — 1/Т дает прямую линию (рис. 15).

Рис. 15 Температурная зависимость скорости коррозии железа в различных грунтах, Залитых водой: 1 – гумус; 2 – инфузорная земля; 3 – речной песок; 4 – глина и суглинок

Значения эффективной энергии активации процесса коррозии железа в различных водонасыщенных грунтах значительно превосходят значения энергии активации вязкости воды и подвижности водородных ионов, что указывает на существенное различие процессов диффузии в жидкой фазе грунтов и почв и в растворах электролитов. Возможны и отступления от экспоненциальной зависимости скорости грунтовой и почвенной коррозии металлов от температуры, связанные с более быстрым высыханием или с меньшей аэрацией грунта или почвы при повышении температуры.

Особенно резко повышается скорость коррозии металлов при оттаивании грунтов или почв и резко замедляется при замерзании грунтовой воды.

Различие температур на отдельных участках протяженных подземных сооружений может привести к возникновению термогальванических коррозионных макропар с соответствующим местным усилением – коррозии.

При наличии коррозии в результате работы макропар характер влияния изменения условий на скорость грунтовой коррозии металлов может существенно измениться. Так, если при работе микропар плотные, воздухонепроницаемые грунты являются наименее агрессивными, то при работе макропар неравномерной аэрации наибольшей коррозии подвергаются участки протяженных металлических конструкций (например, трубопроводов), находящихся именно в этих грунтах.

Читать еще:  Правка листового металла на вальцах

Снижение скорости коррозии металла

Скорость коррозии металла влияет на продолжительность срока службы металлических изделий, которые находят применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Их используют в воздухе, воде, почве. Показателем процесса невосприимчивости молекул и атомов металла к воздействиям внешней среды служит их устойчивость к коррозии.

1 Явление коррозии и расчет ее скорости

Ущерб, наносимый подобным процессом, огромен. Иногда стоимость принесенного им вреда во много раз превышает затраты на производство самого металла и на последующее использование деталей из него. По данным мировой статистики каждая шестая доменная печь в мире работает на то, чтобы покрыть последствия этого явления.

Коррозия – это процесс естественного разрушения металла под воздействием факторов среды, в которой он находится. Само название явления взято из латинского языка. “Коррозио” значит “разъедание”.

Вред, причиняемый коррозией, не сводится только к разрушению самих изделий или деталей из металлов. Кроме того, что при ее воздействии приходят в негодность уже изготовленные предметы, пропадают усилия и труд людей, потраченные на производство. Основная причина расходов – это замена или ремонт деталей, вышедших из строя под влиянием этого процесса.

От того, где и как используются изделия, и от нахождения металла в грунте, на воздухе, при создании подводных трубопроводов или судов, различают два вида воздействия этого процесса:

  1. Химическое. Коррозия, имеющая название “химическая”, наблюдается в сухих газах и веществах, не проводящих электричество. Она происходит в доменных печах, при прокате или ковке стали. К веществам при этом процессе относят сероуглероды, керосин, бензин. Химическая коррозия может наблюдаться в двигателях автомобилей и их бензиновых емкостях, нефтехимическом оборудовании, нефтепроводах.
  1. Электрохимическое. Электрохимическая коррозия сопровождается образованием электрических токов малого напряжения и протекает по принципу гальваники, когда металл и окружающая среда (морская, речная вода, сырая почва, влажная атмосфера, кислоты, основания) служат катодом и анодом.

В случае равномерной коррозии скорость может быть определена по формуле:

v=Δm / S•t, где

v — скорость коррозии, которую обычно выражают в таких единицах: г/(м 2 •ч) или мг/(см2•сут);

Δm — убыль (увеличение) массы;

S — площадь поверхности;

2 Способы снижения скорости коррозии

Снижение скорости и уменьшение глубины коррозии является главной целью защиты железа и его сплавов от разрушения, вызванного этим процессом. Уменьшение поражения ржавчиной металлических деталей и конструкций достигается несколькими способами:

  • изменением факторов природной среды, действующей на металл;
  • путем получения антикоррозийных сплавов;
  • нанесением слоя покрытия, не подверженного коррозии;
  • напылением на поверхность изделия металлов, имеющих более высокую стойкостью к среде, которая вызывает это явление;
  • производится защита электрохимическими способами.

Изменение окружающей среды, вызывающей ржавчину, достигается внесением в нее различных ингибиторов коррозии. Этот способ находит все большее применение для снижения коррозии стали.

Сталь – наиболее распространенный вид металлических сплавов, используемых человеком, который производится путем выплавки и смешивания с различными элементами, создающими необходимые качества получаемого материала. За счет этого коррозия стали может снижаться.

Добавляют химические элементы на стадии получения, причем эти добавки не влияют на общие показатели металла. Этим способом получают легированные, нержавеющие стали.

Покрытия, предотвращающие явление ржавления или замедляющие его, называются антикоррозийными.

Слои могут наноситься лакокрасочным и гальваническим способами. Иногда их совмещают, получая покрытие, при котором коррозия стали снижается до минимума, что расширяет область применения материала.

Электрохимическим предохранением от коррозии является то, которое непосредственно влияет на смену потенциала железной детали в зависимости от области использования. Такая реакция проводится, когда заведомо известно место применения изделия. Она может быть анодной или катодной.

Самое неприятное в происходящем явлении, что ржавление (коррозия стали) является причиной разрушения или снижения прочности уже готовых изделий, которые непосредственно влияют на жизнь человека. К примеру, аварии на различных трубопроводах, осуществляющих подачу газа, нефти; поломки или крушение разводных мостов, металлических конструкций, подъемных кранов.

Коррозии стали постоянно изучаются, и все новые способы предохранения от этого процесса разрабатываются с появлением новых технологий и развитием науки.

Скорость коррозии трубопроводов в грунтах с различными удельными электрическими сопротивлениями Текст научной статьи по специальности « Физика»

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Бырылов Иван Фадиалович

Исследованы зависимости скорости коррозии подземных трубопроводов от удельного электрического сопротивления грунта и ионной силы грунтового электролита.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Бырылов Иван Фадиалович

Dependence of speed of corrosion of underground tube-wire from electrical resistance and ion strength of soil electrolyte.

Текст научной работы на тему «Скорость коррозии трубопроводов в грунтах с различными удельными электрическими сопротивлениями»

СКОРОСТЬ КОРРОЗИИ ТРУБОПРОВОДОВ В ГРУНТАХ С РАЗЛИЧНЫМИ УДЕЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СОПРОТИВЛЕНИЯМИ

© 2011 г. И.Ф. Бырылов

Южно-Российский государственный South-Russian State

технический университет Technical University

(Новочеркасский политехнический институт) (Novocherkassk Polytechnic Institute)

Исследованы зависимости скорости коррозии подземных трубопроводов от удельного электрического сопротивления грунта и ионной силы грунтового электролита.

Ключевые слова: коррозия; трубопровод; состав; сопротивление; грунта; электропроводность; подземная.

Dependence of speed of corrosion of underground tube-wire from electrical resistance and ion strength of soil electrolyte.

Keywords: corrosion; pipeline; composition; resistance; primer; electrical conductivity; underground.

Подземной коррозии подвержены главным образом металлические трубопроводы, подземные резервуары, сваи и т.д. Наличие в грунте влаги способствует протеканию коррозии по электрохимическому механизму и возникновению коррозионных элементов.

Особенностью подземной коррозии является проявление ее в виде питтинга, язв, каверн, а часто в виде сквозных отверстий. Этим обычно объясняется, что опасность подземной коррозии оценивается не коррозионной потерей металла, а возможностью аварий установок, трубопроводов и сооружений и поэтому чаще всего коррозия оценивается не средней скоростью, а максимальной глубиной коррозионных разрушений.

Читать еще:  Нанесение рисунка на металл в домашних условиях

Грунт представляет собой сложную систему, состоящую из твердых, жидких и газообразных веществ. Твердое вещество составляет основную часть грунта, и хотя оно непосредственно не оказывает влияние на электрохимический коррозионный процесс, но в зависимости от характера его минеральной и органической составляющей и размеров частиц создаются определенные условия для доступа к металлической конструкции водного раствора и воздуха. На коррозию металлов оказывает влияние химический состав грунта, а степень ее коррозионной активности зависит от характера и количества водорастворимой части грунта. Повышение ее количества связано с уменьшением омического сопротивления среды и, следовательно, способствует усилению коррозионного процесса. Характерными свойствами агрессивности грунтов являются хорошая электропроводность, достаточная влажность, воздухопроницаемость и высокая кислотность. Влажность является существенным фактором грунтовой коррозии металлов.

Грунт с низкой электропроводностью чаще всего менее агрессивен, чем высокоэлектропроводный, из-за малого количества влаги или наличия растворимых солей или того и другого вместе.

Согласно исследованиям, проведенным Национальной физической лабораторией в Великобритании, агрессивность почвы по отношению к черным металлам можно оценить, измеряя сопротивление грунта.

В США в соответствии с изданным в 1969 г. стандартом ЛР-01-69 Национальной Ассоциации корро-зионистов (NASE) «Защита от коррозии подземных и подводных металлических трубопроводов» при оценке местной коррозионной активности почвы определяется удельное электрическое сопротивление грунта, его рН, литологический состав, а также используются данные измерения потенциала; приводятся сравнения полученных данных с результатами коррозионных пробных образцов опытных сооружений в аналогичных коррозионных условиях.

В Польше в соответствии со стандартом PN-66/ Е-05024 оценку коррозионной активности почв производят на основании измерения удельного электрического сопротивления грунта.

Принятые стандартами СЭВ «Общие рекомендации по защите от коррозии подземных металлических сооружений» устанавливают, что коррозионные свойства грунтов по отношению к подземным стальным конструкциям приближенно можно оценивать по величине удельного электрического сопротивления грунта.

Принятым в России стандартом по определению коррозионной активности грунтов к стальным подземным сооружениям и коммуникациям в зависимости от значения удельного электрического сопротивления грунта (Ргр) [1] рекомендованы оценки, представленные в табл. 1. Так как электропроводность грунта является функцией влажности, состава и концентрации солей, воздухопроницаемости и т.д., то можно определить зависимость между коррозией стали и удельным электрическим сопротивлением грунта.

В работах [2 – 9] показано, что с ростом удельного электрического сопротивления грунта скорость образования питтингов на стальной поверхности сокращается (табл. 2).

Рекомендуемые значения удельного электрического сопротивления грунта для его коррозионной агрессивности

ргр, Ом-м Коррозионная агрессивность грунта

более 100 низкая

от 20 до 100 средняя

от10 до 20 высокая

менее 10 весьма высокая

Как видно из табл. 2, интервал значений 10 -120 Ом-м содержит только одно значение наиболее вероятной скорости коррозии, тогда как в реальных трассовых условиях это наиболее часто встречающиеся значения. Вследствие этого можно ожидать, что использование одного коэффициента k = 0,08 может привести к некорректной величине скорости коррозии (Рп), которая характеризует максимальную глубину коррозионных язв за время т.

Зависимость скорости развития питтингов на стальной поверхности в зависимости от удельного электрического сопротивления

Показатель ргр, Ом-м

Скорость развития питтингов, мм/год 0,08 – 0,4 0,02 – 0,14 0,015 – 0,12

Наиболее вероятная скорость развития питтингов, мм/год 0,18 0,08 0,03

Для определения k в области значений ргр = 10 -120 Ом-м примем, что зависимость скорости коррозии от удельного электрического сопротивления грунта имеет линейный характер. Такая зависимость описывается следующим уравнением:

k = 0,19 – 0,00136-ргр. (1)

Данное уравнение ограничено областью значений: 10 120. Таким образом, для значений: ргр Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На практике часто эффективны не прямые, а косвенные методы определения скорости коррозии. Между скоростью коррозии и плотностью тока имеется зависимость, которая описывается законом Фарадея.

Зависимость скорости коррозии от катодной плотности тока описывается уравнением Рп, = К], где

Поступила в редакцию

К – коэффициент пропорциональности зависящий от природы металла, j – катодная плотность тока.

Зависимость скорости коррозии от ионной силы грунтового электролита описывается уравнением Рцп = = ц”, где n – коэффициент, зависящий от характеристики металла, который получили расчетным методом (n = 1,22). Из табл. 3 видно, что скорости коррозии стали, рассчитанные с использованием ионной силы грунтового электролита и катодной плотности тока начала выделения водорода, практически совпадают.

Показано, что скорость коррозии подземного трубопровода возможно определить по удельному электрическому сопротивлению и ионной силе грунтового электролита.

1. ГОСТ 9.015-74. Единая система защита от коррозии и старения. Подземное сооружение. Общие технические требования. М., 1975.

2. Жук Н.П. Курс теории коррозии и защиты металлов. М.,

3. Сурис М.А., Витальев В.П. Вопросы повышения надежности и долговечности подземных теплопроводов // Теплоэнергетика. 1982. № 8.

4. Томашов Н.Д. Коррозия металлов с кислородной деполяризацией. М.; Л., 1947.

5. Притула В.А. Электрическая защита от коррозии подземных металлических сооружений. М.; Л., 1958.

6. Нюмен Р. Электрохимические системы. М., 1977.

7. Клинов И.Я. Коррозия химической аппаратуры и корро-зионностойкие материалы. М., 1967.

8. Жуков А.П., Малахов А.И. Основы металловедения и коррозии. М., 1991.

9. Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. Введение в коррозионную науку и технику. Л. 1989. 456 с.

10. Скорчелетти В.В. Теоретические основы коррозии металлов. Л., 1973.

11. Карпенко Г.В. Влияние активных жидких сред на выносливость стали. Киев, 1955.

12. Флорианович Г.М. // Коррозия и защита от коррозии // Итоги науки и техники. 1978. № 6. С. 136 – 139.

13. Scwenk W. Investigation into cause of corrosion cracking in high pressure gas transmission pipelines // 3R international. 1994. № 7. P. 343 – 349.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector