Бронзирование металла в домашних условиях

Бронзирование металла в домашних условиях

Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Журналы, книги, сборники
▪ Архив статей и поиск
▪ Схемы, сервис-мануалы
▪ Электронные справочники
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Голосования
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте

Справочник:
▪ Большая энциклопедия для детей и взрослых
▪ Биографии великих ученых
▪ Важнейшие научные открытия
▪ Детская научная лаборатория
▪ Должностные инструкции
▪ Домашняя мастерская
▪ Жизнь замечательных физиков
▪ Заводские технологии на дому
▪ Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
▪ Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
▪ Искусство аудио
▪ Искусство видео
▪ История техники, технологии, предметов вокруг нас
▪ И тут появился изобретатель (ТРИЗ)
▪ Конспекты лекций, шпаргалки
▪ Крылатые слова, фразеологизмы
▪ Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
▪ Любителям путешествовать – советы туристу
▪ Моделирование
▪ Нормативная документация по охране труда
▪ Опыты по физике
▪ Опыты по химии
▪ Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
▪ Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
▪ Охрана труда
▪ Радиоэлектроника и электротехника
▪ Строителю, домашнему мастеру
▪ Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
▪ Чудеса природы
▪ Шпионские штучки
▪ Электрик в доме
▪ Эффектные фокусы и их разгадки

Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Бесплатный архив статей
(150000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua


сделано в Украине

Оксидирование и бронзирование металлов

  • Уксусно-медной соли (в кристаллах) 5 г;
  • Нашатырного спирта 7 г;
  • Уксусной кислоты 3 г;
  • Воды 85 г.

Медные предметы, подлежащие коричневому оксидированию сильно нагревают на углях, затем погружают их в указанный состав или обмазывают им, после чего покрывают раствором из 1 вес. ч. Воска в 4 вес. ч. терпентинного масла.

  • Серноникелевой соли 100 г;
  • Бертолетовой соли 200 г;
  • Медного купороса 900 г;
  • Марганцевокалиевой соли 10 г;
  • Воды 5 л.
  • Хлористого аммония 30 г;
  • Кислой щавелевой соли 10 г;
  • Уксусной кислоты 0,25 л.

Очищенные предметы натирают при помощи мягкой щетки или полотняной тряпки этим раствором, пока натираемое место совершенно не высохнет.

Операцию повторяют, пока не получится окраска желаемого оттенка.

В 100 см3 воды растворяют 10 г роданистого аммония, затем прибавляют 10 г нашатырного спирта (уд. в. 0,91) и раствор 3 г медного купороса в 9 см3 воды. Предмет помещают в раствор на 5 часов.

Применяют и другой рецепт: растворяют 100 г хлористого цинка и 100 г медного купороса в 200 г воды.

  • Поваренной соли 2 г;
  • Серной печени 2 г;
  • Воды 1 л.

Составляют смесь из 225 г уксусно-медной соли, 113 г окиси цинка, 56 г буры, 56 г селитры натриевой и 25 г сулемы. Добавляют льняного масла.

  • Нашатырного спирта 10 г;
  • Углеаммониевой соли 30 г;
  • Воды 240 г.

Этим раствором покрывают предметы. Если вместо воды ввести густой трагантовый клей, патинировка сделается более темной и через 7-8 часов окраска примет синевато-зеленой тон.

При повторном покрывании окраска делается более сочной и красивой. Покрытие тонким слоем копалового лака, разбавленного терпентинным маслом, дает тот же результат. Другие металлы обычно раньше покрываются медью, а затем окрашиваются.

Работу следует производить только в прохладном помещении, так как углеаммониевая соль и нашатырный спирт в теплой атмосфере легко улетучиваются.

Указанный выше способ пригоден как для меди, так и для латуни и бронзы.

Получение матовой черной окраски латуни и бронзы оксидированием

  • Углемедной соли 120 г;
  • Нашатырного спирта 1000 г;
  • Воды 2 л.

Углемедную соль растворяют в аммиаке, хорошо перемешивают и прибавляют воду.

  • Углемедной соли 120 г;
  • Нашатырного спирта 600 г;
  • Воды 360 г.

Предметы держат в растворе до тех пор, пока они не почернеют, промывают их холодной водой и сушат, в древесных опилках. Прочность окраски увеличится, если после сушки обтереть предмета терпентинным маслом.

  • Медного купороса 100 г;
  • Бертолетовой соли 10 г;
  • Воды 500 г.

Растворяют медный купорос и бертолетову соль в горячей воде. По охлаждении раствор фильтруют. Цинковые предметы тщательно очищают и опускают на мгновение в слабый раствор соляной кислоты; затем тщательно промывают и опускают на секунду в раствор для окраски. Очень хорошие результаты получаются на матовых полированных мелких предметах.

Подлежащие окраске в различные цвета предметы из латуни необходимо предварительно отполировать и промыть бензином для удаления малейших следов жировых веществ, после чего покрыть соответствующим раствором.

  • Серноватистонатриевой соли 1 г;
  • Воды 150 г.
  • Сернистого калия 1 г;
  • Воды 250 г.
  • Азотно-медной соли 7 г;
  • Щавелевой кислоты 7 г;
  • Воды 125 г.
  • Серноватистонатриевой соли 15 г;
  • Азотной кислоты 1 г;
  • Воды 250 г.
  • Азотно-железной соли 6 г;
  • Серноватистонатриевой соли 6 г;
  • Воды 100 г.
  • Двухлористого железа 1 г;
  • Воды 100 г.
  • Азотно-железной соли 1 г;
  • Воды 100 г.
Читать еще:  Самые интересные сплавы металлов

Оксидирование железа в черный и коричнево-черный цвет

Нагревают железный предмет до 100°, опускают на мгновение в раствор двухромовокалиевой соли в воде (1:10), сушат на воздухе и держат его в течение 1-2 минут над раскаленными углями. Эту процедуру повторяют 2-3 раза и, в конце концов, получают, если температура была правильной, коричнево-черную окраску. Если нагрев был слишком высок, предметы становятся совершенно черными и без металлического отблеска.

Оксидирование железа и стали в синий, коричневый или черный цвет

Подлежащий окраске железный или стальной предмет нужно отполировать и удалить с него посредством бензина жир. Для получения черной окраски окрашиваемую поверхность покрывают раствором азотно-медной соли. Предмет нагревают до 50° и потом обливают машинным маслом из масленки.

Автор: Королев В.А.

Смотрите другие статьи раздела Заводские технологии на дому – простые рецепты.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Бронзирование

Красивым словом бронза называется сплав меди с оловом, иногда с добавлением небольшого количества других металлов: свинца, цинка, марганца, железа или никеля. Издавна этот сплав очень ценился, так как кроме красивого цвета и прочности обладает также другими достоинствами, в частности, достаточной устойчивости к коррозии. Но сама бронза достаточно дорогой материал. Намного проще сделать изделие «под бронзу», то есть, на готовый предмет нанести сверху тонкий слой настоящей бронзы. Эта процедура называется бронзирование, а сам процесс не имеет ничего общего с окрашиванием бронзовыми красками (патиной), а основан на гальванопластике.

Общие сведения

Теоретически бронзировать можно любой материал: металл, дерево, кожу, ткань, пластик. Ведь процесс состоит в том, что покрываемый бронзой предмет помещается в раствор специального состава (в зависимости от типа бронзы), а потом в него опускаются электроды и пропускается ток. В результате частицы металлов: меди, олово и других, оседают на поверхности предмета и прочно фиксируются на нем. Толщину нанесенного слоя, цвет, вернее оттенок, можно регулировать с помощью состава раствора и длительности пропускания тока.

Кстати, сейчас очень модным стало бронзировать, или как говорят, увековечивать какие-то ценные для людей мелочи: первый выпавший зуб ребенка, первый башмачок, соска или любимая игрушка. После такой процедуры эти предметы превращаются в симпатичные сувениры, над которым время уже не подвластно. Металлическое покрытие надежно защищается от влаги, УФ-старения, механического разрушения.

Еще одно направление – покрытие бронзовым составом памятников, парковых и садовых скульптур, малых форм. Это позволяет придать им более презентабельный, дорогой вид без больших затрат.

Бронзирование металла

Естественно, чаще всего применяется бронзирование металлов. Ее выполняют даже в промышленных масштабах с различными целями. Например:

  • Придание более благородного вида таким изделиям как заборы, ворота, калитки, ограждения, перила.
  • Покрытие чугунных и стальных частей машин и станков для защиты от местной цементации.
  • С целью повышения антифрикционных свойств подшипников.
  • Для защиты от коррозии стальных деталей.

Существует несколько видов бронзы в зависимости от ее состава:

  • Пушечная бронза содержит около 10% олова и почти 90% меди.
  • Колокольная бронза: 22% олова и 78% меди.
  • Ювелирная бронза имеет сложный состав, но большая часть отводится меди, а олова – меньше, чем цинка и свинца вместе взятых.
  • Столовая или белая бронза содержит минимум 40% олова, а применяться для покрытия столовых приборов и посуды. Она не темнеет со временем, как серебро.

В большинстве случаев бронзирование заключается в покрытии металлов красноватым или золотисто-желтым покрытием, иногда с небольшими добавками цинка. Для этой цели наиболее эффективными являются растворы такого состава:

  1. На 500 весовых частей (в.ч.) воды надо взять 32 в.ч. медного купороса и 64 цианида калия. Все тщательно перемешать. Отдельно растворить 5 частей хлористого олова (по отношению к воде) в 5 частях едкого калия. Потом оба раствора аккуратно соединить.
  2. В 1000 в.ч. воды растворить 70 в.ч. медного купороса, туда же прибавить 8 в.ч. хлористого олова, разведенного в щелоке калия.

Применяя растворы этих составов, к аноду надо подвесить литую бронзовую пластинку, тогда покрытие будет идеальным. Работает раствор при обычной комнатной температуре, но только в первые 24 часа после смешивания. Если растворы использовать дальше, то вместо бронзы на обрабатываемую деталь будет оседать чистая медь.

Для получения белой бронзы на поверхности изделий используется станнатоцианидный электролит такого состава:

  • Цианид меди – 11г/л.
  • Станнат натрия – 40 г/л.
  • Цианид натрия – 27 г/л.
  • Едкий натрий – 16 г/л.

Этот состав очень ядовит и требует работы в специальном защитном костюме и оборудованном помещении. В последнее время такой способ белого бронзирования вытесняет более безопасный – с применением пирофосфатных электролитов.

Читать еще:  Как согнуть лист металла в трубу

Покрытие бронзой (бронзирование).

Одной из возможностей замены благородных металлов (см. «Процесс серебрения. Часть 1.» и «Процесс серебрения. Часть 2.») является использование покрытий сплавом медь-олово (бронзирование). Химический состав и внешний вид покрытий при бронзировании могут меняться в широких пределах. При содержании 2 – 3% олова осадки при бронзировании по цвету напоминают медь, при 15 – 20% олова – становятся золотисто-желтыми, а при 35% олова имеют серебристо-белый цвет.

Покрытие желтой бронзой

Покрытие белой бронзой

Практическое применение для декоративных и специальных целей нашли процессы бронзирования, позволяющие получать покрытия, содержащие 20 и 40% олова. Покрытия, полученные при бронзировании, обладают высокой микротвердостью, низким коэффициентом трения, легко полируются, имеют прочное сцепление с основным металлом и сохраняют пластичность при любой толщине. Процесс бронзирования осуществляют на сталь, чугун, медь и цинковые сплавы.

Покрытия, полученные при бронзировании, и содержащие 20% олова, применяются:

  • для местной защиты от цементации;
  • в качестве защиты от коррозии для стальных деталей;
  • для повышения антифрикционных свойств в производстве подшипников.

Белая бронза, полученная в процессе бронзирования, имеет красивый декоративный вид, в отличие от серебра на воздухе не темнеет, так как не реагирует с сероводородом, поэтому сплавы, содержащие более 40% олова, наносят на столовые приборы, духовые инструменты, ювелирные украшения.

Покрытие белой бронзой, полученное при бронзировании, можно окрашивать в черный цвет путем анодного окисления в 20%-ном растворе гидроксида натрия.

По электрическим свойствам белая бронза, полученная при бронзировании, уступает серебряным и медным покрытиям, но переходное электрическое сопротивление у нее более стабильно. Покрытие при бронзировании не подвержено росту нитевидных кристаллов и не переходит в порошковую модификацию, как олово.

Разность потенциалов меди и олова равна 0,5В, поэтому для получения сплава при бронзировании, можно использовать только комплексные соли.

На практике при бронзировании применяют станнатноцианидные электролиты, в которых медь находится в виде цианидного комплекса, а олово – в виде станнатного, так как не образует цианидов. Исходными компонентами электролита бронзирования являются соль меди, цианид и станнат олова.

На химический состав сплава при бронзировании влияют относительное содержание олово и меди в электролите, а также концентрация свободного гидроксида натрия.

Важное значение при бронзировании имеет температура электролита: качественные покрытия получаются при 60 – 65 0 С. Повышение плотности тока приводит к уменьшению содержания олова в сплаве и снижению выхода по току.

Состав станнатноцианидного электролита бронзирования, г/л:

T = 65 0 С, ДК = 3 А/дм 2 , содержание олова 40%.

Ввиду большой токсичности цианистых электролитов бронзирования (см. «Безопасная гальваника») в последнее время применяются пирофосфатные электролиты бронзирования, в которых соотношение Cu 2+ к Sn 2+ составляет 100:120, а содержание пирофосфата калия 300 – 350 г/л, t = 20 – 30 0 С, ДК = 0,5 – 1 А/дм 2 , рН = 7 – 8 , аноды бронзовые. Содержание меди при пирофосфатном бронзировании возрастает при увеличении концентрации меди и повышении температуры. Электролит требует перемешивания.

Искусное покрытие под золото и бронзу

Золочение поталью – это прекрасное хобби, для которого не потребуется приобретать дорогостоящие материалы и расходные компоненты. Искусно выполненные работы могут представлять собой реальную декоративную ценность. Представленный на странице мастер класс по золочению поталью может использвоаться в работе с другими материалами, напрмиер, серебряным или бронзовым покрытием.

Где можно использовать покрытие под бронзу, каждый решает сам, но стоит отметить, что в современных интерьерах есть определённое место для разнообразных статуэток и вазонов, выполненных в подобной технике.

Поддельное золото и серебро

Известно, что деревянным, металлическим и др. поверхностям можно придать вид золотых или серебряных, покрывая их слоем этих металлов. Для этой цели в продаже существует листовое настоящее золото, называемое сусальным, или червонным, и поддельное — желтая поталь.

Поддельное серебро носит название белой потали, применяется также довольно часто алюминий.

Подготовка для покрытия изделий золотом и серебром почти одинакова и много зависит от того, будет ли подвержен предмет, подлежащий золочению или серебрению, действию наружного воздуха или нет. Так, для наружных работ обыкновенно делается масляная подготовка, а для внутренних — клеевая или французская. В первом случае поступают так: если предмет, подлежащий золочению, деревянный, гипсовый или из какого-либо пористого материала, то поры надо предварительно заполнить подогретой олифой. Каждому слою дают высохнуть и повторяют грунтование несколько раз до получения достаточно блестящей поверхности.

Неровности и углубления по технологии покрытия золотом заполняют масляною шпаклевкой и шлифуют, как обыкновенно. После этого делается окраска, которая делается под серебро белой, а под золото — желтой масляной краской с примесью олифы и скипидара.

Покрытие золотом в домашних условиях надо делать так, чтобы краска ложилась возможно тонким и ровным слоем, разравнивая каждый раз флейцем. После высыхания шлифуют пемзовым порошком или тонкой стеклянной шкуркой, а последний слой — крокусом или хвощом.

Такая обработка повторяется до получения вполне гладкой поверхности, которую покрывают олифой или специальным лаком мордан. Последний образует клейкую поверхность, к которой плотно пристает сусальное золото. Мордан состоит из смеси воска, сала и венецианского терпентина, которую наносить следует в теплом виде.

Читать еще:  Самый прочный клей для металла

Покрытие настоящим сусальным золотом

Лаку дают настолько подсохнуть, чтобы чувствовалась известная липкость—и тогда приступают к наложению золота. При под-грунтовках для золочения нельзя употреблять свинцовых красок или олиф, содержащих свинец, иначе в порах настоящего золота отложится сернистый свинец, который придает золочению грязный оттенок.

Листики для покрытия сусальным золотом кладут на замшевую подушечку и разрезают золотарным ножом на соответствующие куски. Отдельные части берут на плоскую мягкую кисть и накладывают по возможности ровно на подготовленную поверхность предмета, к которому они тотчас же прилипают. При этом необходимо наблюдать, чтобы листики ложились ровно, без складок и между ними не было бы непокрытых промежутков. После того, когда вся поверхность покрыта и отдельные листики, в особенности в местах неровных и в орнаментах, прижаты куском ваты, обернутой в плотную тряпку, дают хорошо просохнуть, смахивают избыток мягкою кистью и разглаживают поверхность агатовым камнем.

Когда покрытие золотом делается внутри здания и предмет не подвергается действию внешней атмосферы и сырости, то подготовку можно сделать на клею. Для этого дерево пропитывают один или два раза слабым раствором клея для того, чтобы возможно плотно закрыть его поры.

После высыхания клея наносят меловую грунтовку. Для этого удобнее брать мел плавленый (французский) и смешать его с не очень густым раствором клея. Полученную массу растирают возможно тонко на каменной плите; при употреблении разбавляют немного горячей водою, размешивают и наносят мягкою широкою кистью.

Грунтовку необходимо повторить несколько раз, при чем всегда, по высушенному и отшлифованному слою шлифуют тонкой стеклянной шкуркой. Последний слой также шлифуют стеклянной бумагой и затем трут куском грубого солдатского сукна, навернутого на дощечку. Полировать надо до получения небольшого, но, однако, достаточно заметного лоска на меловом грунте. После полирования наносят 2-3 слоя полимента, давая каждому слою просохнуть до нанесения следующего. Полимент натирают сукном, а перед наложением золота смачивают спиртом.

Посмотрите, как осуществляется золочение поталью – на видео показана очень интересная современная технология:

Бронзирование порошком и краской

Бронзирование употребляется в тех же случаях, как и золочение, с тою разницею, что это покрытие не дает такого блеска, как золотое. Бронзирование делается не листовым металлом, а особым бронзировальным порошком или краской.

Бронзовые порошки состоят из тонко измельченных металлических составов латуни, олова, меди или алюминия. Пестрые бронзы получаются при нагревании желтых и белых бронзовых порошков.

Как неблагородные металлы, бронзовые порошки, за исключением только алюминиевой бронзы, быстро окисляются, особенно на влажном воздухе. В том случае, когда в воздухе содержатся пары какой-либо кислоты, то на поверхности латунной или медной бронзы неминуемо образуется зеленоватый налет окиси меди. То же произойдет, если в связывающем веществе для бронзового порошка содержится значительная доля кислоты. Связывающие вещества для покрытия бронзой не должны содержать чистого скипидара, ибо от этого бронзовый порошок немедленно окрашивается в зеленый цвет. Не следует также цементировать бронзовые порошки лаками, содержащими кислоты, то есть лаками, приготовленными из кислых смол, канифоли и т. п. Кислоты надо предварительно удалить из лака посредством нейтрализации известью и дать отстояться.

Такие лаки всего удобнее разбавить бензином вместо терпентинного масла. Цапонлак тоже должен быть отнесен к хорошим связывающим средствам для бронзы, придает ей хороший оттенок, позволяет делать линии и разрисовки и долго предохраняет бронзу от окисления. Случается, однако, что окисление наступает довольно быстро. Это происходит оттого, что целлулоид, из которого состоит этот лак, разлагается и отделяет азотную кислоту.

Из растворимых в воде связывающих для бронзы веществ можно указать на смесь гуммиарабика с сахаром. Пригодна также смесь клейстера из рисового крахмала с раствором сахара, которые кипятят вместе.

Можно цементировать покрытие бронзой металла следующим способом: 150 г скипидарного мыла растворяют в 1 л теплой воды и в этот раствор прибавляют взболтанный из 14 яиц белок.

Калийное стекло тоже может служить хорошим связывающим веществом для бронзы, особенно когда бронзировка делается по слегка нагретому железу.

Если натереть железные и чугунные украшения порошком графита и бронзировать их алюминием, можно придать им очень изящный вид полированной стали.

Железные украшения, как например дверцы, перила, решетки, часто разделывают под старую бронзу, для чего их предварительно окрашивают в какой-либо подходящий цвет, например, грязно-зеленоватый или коричневатый. Бронзу разбалтывают в спиртовом или в жидком масляном лаке и наносят небольшою кистью на выступающие части украшений.

Для простых работ при внутренних отделках бронзу смешивают с растворами клея или камеди, а при наружных — с копаловым лаком или олифой и наносят при помощи кисти на подготовленную поверхность. Заметим, что вообще следует избегать присутствия скипидара и кислот, при действии которых бронза темнеет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector