Патинирование меди в домашних условиях

Как патинировать медь?

Медь не является драгоценным металлом, однако и ее можно облагородить, придав привлекательный старинный вид. Для этого используется патинирование меди, подразумевающее искусственное создание оксидной пленки. Процессу могут быть подвержены и некоторые сплавы материала: бронза и латунь.

Цели применения патинирования

Дошедшие до наших времен старые медные изделия имеют естественную пленку из окисей и закисей. Образ старинных, ценных вещей закрепился именно за патинированным материалом. Сейчас для облагораживания изделий с целью выгодной продажи чаще всего используется искусственное затемнение. Этим способом получается придать товару раритетный вид, повысив его эксклюзивность и, следовательно, стоимость.

Подготовка к патинированию

Для проведения любой химической реакции необходимо следовать правилам безопасности. В конкретном случае искусственного патинирования важно помнить, что в его процессе используются токсичные химические составы, выделяющиеся пары которых ядовиты. В целях безопасности необходимо следовать правилам:

  1. Правильно хранить вещества, необходимые для химической реакции. Следует использовать герметичные упаковки для предотвращения попадания в воздух токсичных паров.
  2. Тщательно подготовить сами материалы: медь или ее сплавы очистить, затем обезжирить и помыть в воде с температурой выше средней.
  3. Выполнять саму процедуру в безопасных условиях. Чаще всего используется специальный шкаф, имеющий вентиляционную вытяжку.

После проведения покрытия также лучше соблюдать определенные рекомендации. Изделия нужно еще раз промыть в теплой воде и высушить. Вытирать тканевыми материалами не рекомендуется, поскольку они могут повредить еще не закрепившийся слой патины и удаляют воду только на поверхностных слоях. Для безопасного и качественного высушивания в большинстве случаев используются опилки.

Быстрые способы

В домашних условиях патинирование меди можно осуществить и быстрее. Для этого процесса не понадобится специальных составов и особой техники безопасности. Самый просто способ — это термическая обработка. Если подвергнуть огню материал, он реагирует моментально. Чем дольше происходит обжиг, тем темнее становится цвет оксидной пленки. После процедуры лучше опустить материал в воду, чтобы эффект закрепился, затем изделие нужно обработать лаком.

Еще один простой способ — с использованием яиц. После того как сварены и охлаждены, их необходимо порезать либо размять до небольших кусочков (со скорлупой или — без нее, не имеет значения). Затем нужно положить измельченные продукты в любую герметичную емкость (кастрюлю, к примеру), куда и кладется изделие. Вареные яйца будут выделять серу, и уже через тридцать минут налицо станет первый результат. Чем дольше проводится процедура, тем темнее оказывается эффект.

Состав с серной печенью

Для реализации этого способа понадобится серный порошок и вода. На один литр жидкости должно приходиться до двадцати грамм серной печени. Чем дольше изделие обрабатывается, тем темнее становится. Чтобы придать сероватый оттенок, на литр воды добавляется еще и несколько грамм хлорида натрия. Пленка после подобной обработки получается насыщенной и прочной.

Оксидирование в парах аммиака

Придать меди коричневый, оливковый или даже голубоватый оттенок поможет 10-процентный раствор аммиака. Если вы стремитесь добиться результата с голубыми вкраплениями, положите изделие в раствор поваренной соли перед обработкой. В таком случае оксидирование происходит быстро, за десять или пятнадцать минут. Для более благородного и глубокого оливкового цвета вещь нужно держать шесть–восемь часов в герметичной емкости с налитым в небольшую посуду раствором.

Патинирование в опилках

Способ помогает достичь оттенков черного, голубого и розового с вкраплениями. Сначала нужно приготовить раствор, смешав ингредиенты:

  • 700 мл воды;
  • 600 мл нашатырного спирта;
  • 16 грамм соли.

Полученным составом затем нужно пропитать опилки до состояния влажности (но не мокроты). Изделия должны быть подвергнуты испарениям насыщенных химикатами опилок, но не прямому воздействию.

Степень реакции зависит от длительности процедуры, уровня насыщенности пропитки и доли соли и спирта в растворе. В принципе для проведения патинирования данным способом могут быть использованы и другие материалы, впитывающие влагу.

Электрохимический способ

Самый непростой для проведения в домашних условиях способ, но он подойдет тем, кто ищет необычный оттенок. Проведение требует использования электричества и токсичной смеси, поэтому техника безопасности обязательно должна быть соблюдена!

  1. Первый шаг — приготовление раствора: в 300 мл теплой воды добавьте 60 г медного купороса и 90 г сахара; отдельно в таком же объеме холодной воды растворите 45 г каустической соды; затем обе жидкости медленно смешайте.
  2. Второй шаг — воду необходимо нагреть до 80 градусов и выдержать в ней изделие около минуты.
  3. Третий шаг — подайте электричество, например, с помощью автомобильного аккумулятора: «плюс» на медную палочку-анод и «минус» на обрабатываемую деталь. Мощность — от 0,5 до 1,1 ватта.

Цвет получается самым разным, в зависимости от силы подачи и времени обработки. Если вы не успели уловить требуемый цвет, не беспокойтесь и продолжайте патинирование: оно происходит циклично, можно «поймать» нужный оттенок через некоторое время.

В общем, покрыть изделие патиной можно вполне безопасно, правда, получите несколько тривиальный вариант. Но добиваясь необычного эффекта, без химикатов не обойтись, так что будьте очень осторожны.

Wire wrap патинирование: основы и технология

«Wire wrap патинирование» — техника обработки металлической проволоки с целью придания ей эффекта состаривания. Что она включает в себя, из каких этапов состоит – расскажем в статье.

Как изменить цвет металла ?

Как изменить цвет металла, чтобы он стал выглядеть, как антикварный? С незапамятных времен мастера пользуются методами оксидирования, воронения и патинирования.

Для осуществления работ применяются различные способы:

  1. Обработка металла на открытом огне. Этот способ один из популярных и старинных среди мастеров-ювелиров. Для более красивого и ровного цвета рекомендуется прокаливание проволоки над открытым огнем заранее, еще до создания украшения. Это связано с тем, что скорость нагрева металла может отличаться на разных участках, следовательно, есть опасность ее пережечь и сделать ломкой. Кроме того, если исходный рабочий металл покрыт лаком, огонь уберет его и предварительно подготовит проволоку к работе.
  2. Обработка металла серной печенью создает эффект патинирования. Обычно применяется пропорция 50 мл воды/1 капля средства. Рекомендуется использовать воду 20-23 градуса, приближенную к комнатной температуре, так как при более горячей воде реакция патинирования происходит быстрее, а образуемая патина становится менее устойчивой и станет стираться при прикосновении с одеждой, кожей, поверхностью шкатулки.
  3. Аммиачный раствор (в первом случае используются исключительно его пары). Для обработки следует поместить украшение в банку с крышкой, внутрь которой налить 1 мл нашатырного спирта 5% концентрации. Цвет металла меняется относительно быстро, регулировать его можно, наблюдая за изменениями в течение некоторого времени.
  4. Аммиачный раствор (во втором случае используется совместно с водой). Для обработки изделие сбрызгивается водой или помещается на 1 секунду непосредственно в раствор, а далее его отправляют в емкость, где образуются пары нашатыря. Под воздействием воды и аммиака в паре цвет патины становится приближенным к голубому.
Читать еще:  Как нарезать резьбу на медной трубке

Что такое патина?

Перед изучением способов изменения цвета металла полезно будет знать, что такое патина. Патина (от итальянского patina) – налет, который образуется на медных изделиях или изделиях, выполненных из сплавов с использованием меди. Патина всегда многослойна, но на поверхности находится только видимый глазу зелено-синий или коричневый слой.

Выделяют патину искусственную, которая создается специально путем обработки металла различными химическими составами; и естественную, которая образуется на изделии со временем и является реакцией окисления под воздействием условий хранения и содержания.

Патину, образованную естественным путем, можно видеть на старинных медных монетах, монументальных памятниках, воротах, замках, куполах храмов. Металл покрывает пленка от темно-коричневого до голубовато-зеленого оттенков, которая является своеобразным защитным слоем основного металла.

Что значит «патинировать» изделие?

Что в терминологии значит «патинировать»? Это означает покрывать изделия из металла специальным налетом, который придаст предмету вид старинного. Патинировать металлические изделия можно с использованием химических составов, растворов, паров, после контакта с которыми изделие меняет цвет и становится особенным.

Пленка, которая образуется на изделии после процесса патинирования, является защитной и при использовании предохраняет металл от воздействия окружающей среды, внешних агрессивных условий.

Известны разнообразные натуральные оттенки патины на медных изделиях. Зеленый, оливковый, голубой, коричневый, красноватый, близкий к черному. Эти цвета появляются на меди и медесодержащих сплавах – латуни и бронзе. Патина, образующаяся на металле естественным путем, выглядит красиво и даже имеет эпитет «благородная».

Эстетический и практический эффекты натолкнули ювелиров и декораторов на изобретение способов создания искусственной патины как способа состаривания изделия. Выделяют два способа патинирования металла: случайный и стабильный.

При стабильном способе результат патинирования можно точно просчитать. Например, если использовать серную печень, то налет получится коричневых оттенков, степень его насыщенности можно регулировать временем воздействия.

При случайном способе нанесения патины результат предугадать невозможно, так как он будет зависеть от того, как поведет себя металл в реакции на те или иные средства. Но при этом способе получается всегда интересный и художественно ценный итог.

Имеются разнообразные средства и реагенты для образования налета. Рассмотрим самые популярные для патинирования меди и латуни.

Чем патинировать медь?

Чем патинировать медь, чтобы изделие приобрело эффект антикварного? Одно из популярных средств – пары уксусной кислоты или аммиака. Медная проволока или пластина при температуре 20-25 градусов быстро вступает в контакт с химическими испарениями и образует налет. Ускорить процесс и усилить интенсивность патинирования можно, увеличив температуру воздуха в области проведения процедуры.

Для создания патины изделие следует поместить в герметичную посуду, на дно которой налиты аммиак или уксусная кислота (соблюдайте технику безопасности, работайте в перчатках, также необходимо задерживать дыхание или использовать респиратор). Следите за процессом, украшение начнет окрашиваться в коричневый цвет. Не передерживайте, чтобы не усилить хрупкость и не испортить металл).

Извлеките изделие после достижения цвета нужной интенсивности и промойте водой. Используя бархотку с полировочной пастой (пастой гои), отполируйте украшение, пройдитесь щеткой, промойте еще раз и высушите.

Патинирование латуни: средства и способы

При патинировании латуни парами нашатырного спирта следует учесть, что этот металл более хрупкий, и длительное воздействие может запустить процесс разрушения. Не рекомендуется оставлять изделие дольше, чем на 20-25 минут, иначе проволока будет сломана.

Латунь после химического патинирования дает удивительные цветовые решения: от желтого и красного до фиолетового и черного. Отметим, что это многообразие может образоваться на одном изделии.

Используя патинирование триосульфатом натрия (гипосульфитом) и азотной кислотой, можно добиться серых оттенков в состаривании латуни. Процесс происходит следующим образом.

В емкость наливают пол-литра горячей воды, добавляют 25-30 граммов гипосульфита и 1-2 чайные ложки азотной кислоты. Раствор приобретает желто-зелёный оттенок и серный запах. На 15 минут в эту жидкость помещают латунное изделия и наблюдают за процессом окисления. После получения первоначального эффекта с помощью пинцета изделие извлекают из раствора и промывают горячей водой.

Чистое изделие следует протереть песком и снова опустить в химический состав. Повторная обработка дает окончательный цвет и разводы. Снова промыв горячей водой, изделие чистят пемзовым порошком, который смывается после протирания. Патинированная латунь сушится в слое опилок, после чего обрабатывается бархоткой, машинным маслом и покрывается лаком.

Таким образом, любому новому изделию из меди, латуни, бронзы можно придать благородный антикварный вид, используя способ патинирования. Патина не только создает дополнительную цветовую гамму украшению, но и защищает металл от неблагоприятных внешних воздействий, тем самым увеличивая срок его службы.

Патинирование меди и других металлов – обзор

Патинирование – это не окрашивание металла, а созднание на нем оксидной пленки химическим способом. То есть, металл вступает в реакцию с веществом, которое наносится на повернхность и меняет на поверхности свой химический состав, окисляется, при этом меняя цвет. Простейший способ патинирования (меди) – контакт с воздухом или водой. Медная пластина, оставшаяся на воздухе, через некоторое время приобретает цвета “побежалости”, иногда очень красивые, сама по себе. Также меняется цвет, если медное изделие просто подержать в воде некоторое время. Естественную патину мы можем наблюдать на бронзовых памятниках, особенно сильно она видна на тех, которые расположены у водоемов, особенно – у моря.

Читать еще:  Как залудить паяльник с медным жалом

Про патинирование меди и других цветных металлов информации в интернете очень много. Даже не знаю, что нового я могу сказать на эту тему, вряд ли у меня хватит ума изобрести новый химический состав, хотя есть умельцы. во всяком случае видела в описаниях работ “авторская патина” – ну уж не знаю, что тут можно придумать, не имея химической лаборатории и соответствующего образования. Единственное, что мне по силам – собрать информацию в один пост.

Вкратце о доступных и очень доступных способах.

1) Самое простое, для начинающих, и даже вовсе не собирающихся начинать, – патинирование серной мазью. Я ею мазала слишком яркие покупные браслетки задолго до того, как увлеклась работой по меди и гальваникой. Продается в аптеке, стоит копеек 12, ну может рупь-двадцать, вобщем – задаром. Мажем пальцем густо подопытный объект, оставляем на несколько часов – потом драим долго и упорно с фейри или какой-нибудь еще неабразивной гадостью, ибо мазь для пальца может даже и полезная (понятия не имею, что ею лечат, но что-то точно лечат), но очень жирная, поэтому, намазывая очень рельефные предметы, типа мелкой цепочки, имейте это в виду. Чернит в хороший черный цвет и медяшки, и латунь, и серебро-мельхиор.

2) Патинирование серной печенью.

Называется так смешно, потому что это действительно печеная (жареная) сера. Если вы знаете, как пахнет сера, то наверное можете представить какие ароматы сопровождают выпечку этого продукта. Я бы не рекомендовала делать ее самостоятельно – пусть этим занимаются специально оборудованные лаборатории и особо фанатичные товарищи. Тем более что на запрос “Печень серы купить” Гугля отзывается быстро и радостно. Цена не велика, если учесть что количества размером с горошину хватит на много раз. Со временем раствор теряет свои свойства, чтобы прослужил дольше, рекомендуется хранить в посуде с небольшим количеством воздуха. Ну тоесть, переливать в мелкую посуду с крышкой. Запах сильный и непрятный. Но не настолько, чтоб вас выселили из квартиры. Процесс патинирования занимает от нескольких секунд до нескольких минут, цвет на меди получается от красного до черного. Процесс идет лучше, если раствор подогревать слегка, но поскольку это довольно хлопотно и пахнет – я или пользуюсь холодным, или нагреваю изделие просто под краном горячей водой, в теплом виде опускаю в прствор печени. Достаю, промываю, если есть необходимость – повторяю, полирую. Небольшие объемы, или если нужно нанести не на все изделие, а частично – мажем кисточкой. Все просто. Серная печень бывает и в виде геля. Очень хорошая штука, среднее между серной мазью и раствором, отлично чернит металлы, и руки заодно, если без перчаток работать. Потом, конечно не пачкается уже.

Вот здесь хорошая статья с картинками про патинирование печенью и видео.

3) Патинирование в парах аммиака.

Лучше, чем Галина-grgalina я не расскажу, поэтому идем читать сюда Блог – волшебный кладезь информации по различным темам. И вот здесь статья. Ну и вообще много информации, Так красиво получается, что хочется сразу побежать и рассказать всем, как такое получилось.

Способ аммиачно-солевой патины дает действительно потрясающие эффекты. Эта патина не стойкая и не полезная – ее нужно закрывать лаком. А еще у меня случилась не-дружба организма с аммиаком, не аллергия, но очень острое неприятие, что удивительно, потому что химические запахи переношу спокойно. Поэтому весь процесс провожу не часто и на задержке дыхания.

4) Патинирование огнем. Если горелки нет, но экспериментов душа просит – можно просто нагреть металл в духовке или на плите. Тестирование такого спостоба тут.

С помощью горелки – если водить огнем по медной пластине, получаются красивые разводы, Вот так 🙂 Их можно сохранить, окунув в оду, как только вам понрасился результат – цвет зафиксируется, но это все равно не стойко, нужен лак. Получается красиво, делать интересно. Вот здесь – прям целые картины в огненной технике.

5) Радужное патинирование, дающее потрясающе красивый эффект на меди – это электрохимическое патинирование.

Для такой патины нужен блок питания и электролит на основе медного купороса, едкого натра и обычного сахара, причем сахар преобладает))) Патинируемый объект под напряжением опускается в горячий электролит на некоторое количество секунд, от времени зависит цвет. Например – 5 секунд дают желтый, 10 – оранжевый, 30 – ярко-синий цвет. Важно поддерживать температуру электролита 60оС. И изделие получится обязательно с непредсказуемым переходом цвета, т.к. нижняя часть объекта находится в элктролите дольше верхней, раньше касается электролита и позже вынимается. Достаточно заморочный процесс, но эффект того стоит. Рецепт электролита в граммах можно найти в интернете. Покрытие стойкое, блестящее, не вредное. Со временем раствор теряет свои радужные свойства, срок жизни у него примерно полгода, затем нужен новый.

Вот здесь хорошее описание, правда цифры в минутах отличаются от тех, которые у меня, но это постигается опытным путем.

Я перечислила все способы, которыми пользуюсь, но это, конечно же, далеко не все.

В свободном доступе в интернете есть замечательная книга “Японские патины”, которую интересно почитать даже просто так.

Есть сайты и форумы с рецептами различных составов для патинирования и травления. Например вот и вот, или с формулами для тех, кто понимает))) Вобщем, ищущий – найдет без затруднений.

Кроме патинирования, металл можно обрабатывать, декорировать и облагораживать другими способами. Об этом расскажу в следующий раз.

Читать еще:  Как запаять медный радиатор газовой колонки

Доступные способы самостоятельного наведения патины на монеты после чистки

Здравствуйте, уважаемые читатели. В очередной статье мы расскажем, что такое патинирование монет и как его делать. Чистка и патинирование монет почти всегда связаны друг с другом. Зачастую после процесса чистки мы получаем неестественный блеск монеты или неприятный оттенок цвета. «От начальной цены теперь скидывай половину», – ворчат форумные эксперты, рассматривая ваш только что отчищенный экземпляр. Вернуть монету к привычному виду поможет средство для патинирования монет или наведение патины вручную. Способы патинирования монет зависят от металла, с которым нам предстоит работать.

Теория патинирования


Красивая золотистая патина на мельхиоровой монете

Слово “патина” кажется нам исконно русским, как “старина” или “родина”, но оно пришло к нам из итальянского языка. Появляется она благодаря химической реакции, трансформирующей поверхность монеты. На серебре или меди патина смотрится красиво, тогда как патина на алюминиевой монете представляет собой мутную плёнку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене. Пятнистая или частичная патина также не добавляет очарования монете. Поэтому патину, уродующую внешний вид монеты, убирают. Следует помнить, что патина – это часть монеты. Если процессы окисления затронули глубинные слои, то после очистки вместо монеты мы получим тонкую пластину с бесформенными рытвинами вместо рисунка. Но даже неплохо сохранившиеся монеты после чистки могут выглядеть неприглядно. Особенно это касается медных монет, которые обретают режущий взор рыжий цвет. Однако можно вернуть монете вид непотревоженной старины. Для этого служит патинирование – процесс наведения искусственной патины.

Доступность наведения патины


Профессионально наведённая патина (рельеф темнее монетного поля)

Неподготовленному коллекционеру кажется, что для наведения патины надо быть чуть ли не средневековым алхимиком или работать в крупной химической лаборатории. Это не так! Большинство видов патины наводится простыми способами с использованием доступных ингредиентов. Несмотря на то, что патинирование монет является нанесением дополнительного слоя, придающего поверхности экземпляра красивый цвет, дефекты монеты наведённая патина не скроет. Тёмные пятна, рытвины, забоины, подтёки и прочее останутся на месте, только поменяют окраску. По мнению бывалых коллекционеров искусственная патина к цене монеты ничего не добавит. Но патина, наведённая опытными руками, ничем не отличается от естественной, а монета приобретает весьма привлекательный вид в глазах потенциальных покупателей. Процессы наведения патины для разных металлов имеют кардинальные отличия. Проще говоря, универсального метода не существует. Посмотрим на некоторые.

Патинирование медных монет


Подготавливаем ингредиенты

Способов наведения патины на медь великое множество. Очень популярен метод с использованием марганца и медного купороса. Если есть лишь стандартная упаковка (3 грамма) марганца, то берут 10 граммов медного купороса на пол-литра воды. Если марганец брать в количестве пяти граммов, медного купороса понадобится уже 20 грамм на литр. Раствор нагреваем до 90 градусов. При достижении нужной температуры помещаем в раствор монеты. Следует контролировать температуру, подогревая раствор и периодически переворачивая монеты. Итог: устойчивая к смыванию ярко-коричневая патина. Обратите внимание на ядовитость купороса и примите меры, положенные при работе с отравляющими веществами.


Медная монета до патинирования и после него

Фиксажем (гипосульфитом натрия) наводят патину на чистые и обезжиренные монеты. В растворе выдерживаем монеты от 10 секунд до полминуты. Извлечённые монеты протираются тряпочкой. Когда монета высохнет, патинирование придаст ей цвет бронзы. Простейшим способом является и нагревание монеты в пламени конфорки газовой плиты, когда подопытный экземпляр становится светло-коричневым. Омеднение тоже является несложным вариантом, хоть и менее популярным. Патинирование монет серной мазью тоже не является сложным способом. Работы необходимо проводить в воде. Натёртая мазью монета получает патину тёмно-коричневого или сероватого цвета. Для осветления после сорокаминутной паузы монета сначала полируется салфеткой, а потом промывается намыленной щёткой. Эксперты не рекомендуют серную мазь, но для экспериментов с простыми способами она вполне подходит.


Этапы патинирования медной монеты

Патинирование серебряных монет

Серебро советуют патинировать аммиаком (обыкновенный пузырёк нашатырного спирта). На полчаса монета кладётся в морозилку. Фиксируя подопытный экземпляр пинцетом за гурт, удерживаем его от минуты до трёх над открытым пузырьком. Как только монета приобретёт желанный серый цвет. Затем промываем монету в воде и сушим. Для тех, кто не хочет возиться с аммиаком, подойдёт простое куриное яйцо, сваренное вкрутую. Оно разрезается на части и накрывается стеклянной банкой вместе с монетой, поставленной на ребро. Патинирование монет этим способом идёт быстро: изменение цвета видно на глаз. Однако, если цвет вас не устроит, смыть наведённую патину будет непросто.


Патина на серебре РСФСР

Когда всё происходит само собой

Если наводить патину на бронзовые монеты, то можно воспользоваться способами, подходящими для серебра. Но существует способ патинирования монет из бронзы естественным путём. Для этого бронзовые монеты должны постоянно пребывать на солнечном освещении. Солнце помогает получить красивую и ровную патину на бронзе за полтора-два года. Конечно, экспресс-методом такой способ не назвать, но и полвека тоже ждать не надо. Возвращаясь к меди, вспомним советы держать очищенные монеты в банке со спичками. Результаты неоднозначны, но на недорогих экземплярах экспериментировать можно. В домашних условиях пробуют патинирование деревом. Определённые породы дерева выделяют танины, способствующие получению “кабинетной” патины.


Эксперимент для сравнения цвета после чистки и после наведения патины

Не стоит кропотливо изучать алхимические труды для минимальной реставрации очищенной монеты. Мы увидели, что патинирование – процедура несложная. При желании есть масса способов навести патину своими руками или использовать средство для патинирования монет. Конечно, если речь идёт о дорогостоящем экземпляре, лучше обратиться к специалисту. И всё же помните, что цену повышает натуральная патина, а монеты после искусственного патинирования часто критикуются экспертами. Их зоркий глаз обмануть сложно. Но умело наведённая патина – это действие, близкое к процессу искусства, когда выбранная вами монета из Золушки превращается в самую настоящую Принцессу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector