Чеканка по меди своими руками

Чеканка и выколотка объемных форм

К объемным формам относят металлическую посуду, барельефы, рыцарские доспехи и скульптуру.

Металлическую посуду сначала выделывали методом выколотки или чеканки из меди, а с XVII века — из серебра и золота, придавая ей самую разнообразную форму.

По мере развития производства посуду начали изготавливать методом выдавливания на токарных станках, а с XIX века — на механических и гидравлических прессах. Поверхность посуды обычно декорировали путем чеканки или гравировки.

При этом если поверхность сосуда можно было «развернуть» на плоскость, например, цилиндрического стакана или конического бокала, то чеканку производили на плоскости с последующей гибкой и спайкой шва. Если же поверхность не «разворачивалась», то чеканили следующим образом: рисунок, выполненный на бумажной развертке формы изделия, переносили на поверхность.

Внутреннюю полость сосуда заливали смоляной смесью, укладывали в металлическую емкость с песком и «закрепляли» рисунок конфарником и «проходили» расходником. После очередного нагрева удаляли смоляную смесь из полости сосуда, отжигали изделие, отбеливали, промывали и высушивали. Следующую операцию — выдавливание рисунка-рельефа или орнамента выполняли с внутренней стороны изделия, работу производили крюками или трещотками.

В первом случае пустотелое изделие укладывали на эластичную поверхность и внутрь вводили крюк (рис. а), затем, удерживая рукой конец А, наносили удар молотком по стержню крюка 3. В результате этого рабочий конец крюка 2 (бой) деформировал поверхность изделия.

Передвигая бой крюка по внутренней поверхности объемной формы, постепенно выколачивали весь рельеф до нужной высоты. При неподвижном крюке (рис.6) нужно было после каждого удара передвигать изделие и при необходимости изменять угол его наклона. Операцию выколотки повторяли несколько раз до полного достижения чеканных форм.

Подобную же методику изготовления изделий объемной формы успешно применяют и современные мастера-чеканщики.

При использовании трещотки, нерабочий конец которой закрепляется в стуловых тисках или забивается в деревянный чурбан, сосуд держат в левой руке, а правой сильно ударяют по штанге трещотки молотком.

Рабочий конец трещотки поднимает рельеф изнутри. Работать приходится практически вслепую, так как боек трещотки не виден. Для облегчения процесса выколотки на трещотку устанавливают указатель 3.

После поднятия рельефа изделие снимают с трещотки, заполняют внутренность смоляной смесью и прочеканивают рельеф с наружной стороны. При необходимости процесс выколотки повторяют.

При чеканке изделий с высоким рельефом, таких как ручка-стукало, украшение дверей и фонтанов, художественное панно и т.д. применяют перевод рисунка не на лицевую сторону, а на обратную сторону листа.

Рисунок «канфарят» на доске без насмолки, затем лист насмаливают и укладывают на разогретую смоляную смесь и начинают выколачивать рельеф, опуская его вниз, в глубину смолы. Чеканят крупными деревянными или стальными «выдавными» чеканами со сферическими рабочими концами, или непосредственно специальными молотками.

Необходимо иметь ввиду, что места с наибольшей вытяжкой деформируют в последнюю очередь. Вначале вытягивают общую форму, а потом участки с наибольшей вытяжкой. Выколотив нужный рельеф, лист пересмаливают налицо, заливают полости рельефа смолой и заканчивают чеканку.

Выколоткой называют процесс деформации листового металла с использованием разнообразных по форме и по весу молотков и подкладных оправок, шпираков и различных форм.

Принцип выколотки заключается в следующем. Лист металла при ударе по нему молотком начинает деформироваться: изгибаться, вытягиваться и сплющиваться. Если заготовка лежит на твердом основании, то металл в месте удара сплющивается, то есть его толщина уменьшается, а площадь увеличивается, в результате чего в материале возникают напряжения, которые изгибают заготовку.

Однако при этом происходит наклеп металла, повышается его твердость и, если периодически не отжигать его, то в изделии могут появиться трещины. При глубокой вытяжке по периметру заготовки появляются гофры. Иногда мастера специально гофрируют края заготовки, а затем «подсаживают» их, то есть выравнивают, что приводит к увеличению толщины металла.

Металлическую посуду обычно изготавливают методом выколотки из одной заготовки или из нескольких частей, которые затем собирают методом спайки или фапьцевой гибки.

Крупную металлическую скульптуру также выколачивают по частям. Например, скульптурную группу «Рабочий и колхозница» В. Мухиной выколачивали по частям из листов нержавеющей хромоникелевой стали толщиной 0,5 -1 мм, а затем все части сваривали в единое целое.

Читать еще:  Модуль упругости меди

Технология выколотки следующая: с авторского оригинала, отформованного в гипсе (в натуральную величину), снимают кусковую гипсовую форму. По этим кускам отливают цементные или баббитовые модели, а по ним выколачивают из металла заготовки.

Затем эти заготовки подгоняют друг к другу и сваривают, а швы проковывают стальными молотками на жесткой форме. После отжига всю скульптуру шлифуют и устанавливают на специальный металлический каркас.

Рыцарские доспехи также изготавливали чеканкой и выколоткой, а элементы соединяли между собой при помощи разнообразных ремешков, застежек и заклепок. Доспех должен был хорошо сидеть на рыцаре и не сковывать его движения в бою. Кроме этого, парадный доспех снаружи декорировали всечкой из цветных металлов, гравировкой и плоскостной чеканкой.

Если вам требуется www.cvk-vityaz.ru на вашем предприятие, тогда рекомендую заказать эту услугу в компании www.cvk-vityaz.ru

А. Навроцкий
По материалам журнала “Делаем сами”

Чеканка своими руками

Автор: babarub.ru · Опубликовано 11.11.2018 · Обновлено 22.11.2018

Поделитесь с друзьями:

Что такое чеканка? Это один из видов декоративно – прикладного искусства — рельефные, эксклюзивные картины, выполненные на металле в определенной технике.

Чеканка в художественном исполнении будет очень хорошим украшением вашего интерьера притом, если она будет сделана своими руками. При большом желании, терпении и усидчивости сама работа доставит вам большое удовольствие, а изделие будет красоваться на стене долгие годы.

Чеканка своими руками, если вы решили сделать картину в подарок, то она тоже будет иметь немалую ценность, как ручная работа. Но для начала все же следует начать с простой, несложной картины, чтобы освоить технику выполнения и набить руку.

Какой использовать металл

Немного о металле, на котором будет выполняться картина. Дело в том, что одна и та же картина на разном металле будет получаться по-разному, происходит это оттого, что разное железо тянется по-разному.

Для картины лучше всего подойдет латунный, алюминиевый или медный лист, но следует отметить, что медь вытягивается лучше, отчего картины получаются более объемные, что лучше всего подходит для художественной чеканки.

Оцинкованное железо вытягивается хуже, соответственно рисунок получится менее объемный, поэтому таким способом лучше оформлять фасады – карнизы, водосточные трубы и фрагменты кровли.

Выполнение художественной чеканки

Чеканка своими руками — выполнить художественную чеканку в домашних условиях не сложно, но для этого потребуется материалы, инструменты, а также желание, терпение и усидчивость.

Для работы вам понадобятся:

  • Лист алюминия толщиной 1 мм.
  • Резиновый лист и фанера — размером 500 х 500 толщиной 1 см.
  • Два чекана – контурный и объемный, которые можно сделать самостоятельно.
  • Молоток.
  • Пластилин.
  • Копировальная бумага.
  • Эскиз.

Процесс работы

Чеканка своими руками, перед тем как приступите к работе, следует подготовить металл, чтобы он стал мягким и податливым, накалите лист до красноты, но не переусердствуйте, иначе он может просто расплавиться. После нагрева металл опускается и становиться более эластичным, что способствует лучшему вытягиванию рельефа.

Когда металл готов, положите его на резину, перенесите четкий рисунок с помощью копировальной бумаги, если нежно усильте контур с помощью карандаша или фломастера. Затем прокатайте пластилином, это нужно для создания жирной поверхности, что способствует лучшему скольжению инструмента.

Теперь определите, какие контуры вы будете тянуть с лицевой стороны, а какие с изнаночной. Начните чеканить с лицевой стороны картины, а затем переверните лист и, ориентируясь по проведенным линиям, начинайте вытягивать изнаночный контур, если ориентировки недостаточно, то нанесите дополнительные линии изнаночных фрагментов.

Чеканка своими руками, когда проведете все контурные линии с обеих сторон, можно приступать к вытягиванию основного объема. Тут вы уже ориентируйтесь, визуально определяя, где и сколько надо вытянуть и дополнить объем и насколько это позволит пластичность металла.

Когда работа закончена, и общий вид рисунка вас устраивает, уложите картину лицевой стороной на лист фанеры и придавите ого по всей плоскости. Посмотрите на результат, при необходимости доделайте, что считаете нужным и повторите процедуру. Если вас все устраивает, то можно приступать к тонировке.

Читать еще:  Как паять медь в домашних условиях

Тонировка картины

Есть несколько способов тонировки алюминия.

  1. Возьмите кусок бересты, подожгите его и закоптите поверхность картины. Затем натрите керосином и покройте лаком.
  2. Нанесите тонкий слой олифы с лицевой стороны картины и начинайте прогревать лист с изнаночной стороны, держа его над огнем. Здесь следите, насколько следует затемнять тон, держите недолго – светлое затемнение, если нужно темнее, то соответственно держите над огнем дольше. После того как нужные тона достигнуты, покройте поверхность лаком.

Видео Чеканка своими руками

Чеканка по меди своими руками

Чеканка по металлу – один из древнейших видов декорирования металлических изделий. Это способ нанесения определенных узоров методом их выбивания на металлической поверхности. При этом на поверзности металла появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора.

Теперь у вас появилась возможность делать различные браслеты, медальоны, брелоки в такой технике. Сегодня мы с вами создадим брелок-книжечку с надписью “Family”.

Материалы и инструменты, которые понадобятся нам для работы в технике чеканка для изделия брелока-книжечки

  1. Молоток для чеканки “ELVAS” MSH-01
  2. Ножницы по металлу “ELVAS” MKH-01
  3. Набор штампов для чеканки по металлу “ELVAS” NMH-02
  4. Металлический блок “ELVAS” MBH-02
  5. Тиски-пробойник “ELVAS” TMH-01
  6. Пробойник для разметки “ELVAS” PHM-01
  7. Металлический лист для чеканки цвет медь “ELVAS” MLH
  8. Набор фигурных штампов для чеканки “ELVAS” NFH-01
  9. Проволока для плетения “GAMMA”AW-1 d 1 мм №01 под серебро
  10. Линейка с резиновой основой
  11. Линейка с геометрическими фигурами
  12. Трубочка малая DC-050/10 №02 под медь
  13. Пинцет “GAMMA” TW-201
  14. Разметочный циркуль
  15. Резиновая киянка
  16. Чертилка
  17. Круглогубцы изогнутые “Micron” HTP-14
  18. Тонкогубцы “Micron” HTP-15
  19. Бокорезы “Micron” HTP-11
  20. Надфиль
  21. Металлическая вата

1. На металлическом листе меди “ELVAS” АРТ. MLH разметим странички будущего брелока-книжечки. Для изготовления квадратных страничек проще всего воспользоваться готовым трафаретом, в этом случае понадобится линейка с геометрическими фигурами .

2. Для разметки воспользуемся чертилкой. В нашем случае квадратные странички позволят сэкономить место на листе, если мы совместим стороны квадратов.

3. Для вырезания размеченных страничек нужно воспользоваться ножницами по металлу ELVAS MKH-01.

Чтобы не оставлять отпечатки пальцев на листе меди, наденем трикотажные х/б перчатки.

4. Вырезать удобнее сначала вдоль общей линии до конца, затем разделить совмещенные стороны.

5. В результате вырезанные странички будут немного деформированы.

6. Выпрямим странички с помощью деревянной или резиновой киянки, также может подойти резиновый молоток. Лучше, если размер бойка будет больше размера странички – так можно почти полностью избежать следов от бойка на поверхности.

7. Ножницы оставляют острую кромку, которую, как и углы, необходимо обработать надфилем. Кроме того, немного скруглим углы тем же надфилем.

8. Разметку места под отверстия для соединительных колечек нужно сделать с помощью измерительного циркуля линейки с резиновой основой.

9. Затем сделаем более отчетливые отметки пробойником для разметки «ELVAS» PHM-01. Для этого необходимо совместить кончик пробойника с отмеченной точкой под углом 90°.

10. Далее перед ударом располагаем пробойник строго вертикально и с помощью молотка для чеканки “ELVAS” MSH-01 наносим удар по плоской части пробойника.

11. Место для второго отверстия отмечаем аналогичным образом.

12. В результате работы с пробойником и молотком получаем отчетливые отметки под отверстия.

13.Отмеченные места пробиваем тисками-пробойником ”ELVAS” TMH-01. Используем в работе сторону тисков под диаметр отверстия 1,5 мм.

14. С помощью тисков-пробойника можно без всяких усилий сделать аккуратные отверстия в заготовке.

15. Тем не менее, металл вокруг отверстий может немного деформироваться. Эту деформацию можно убрать с помощью резиновой киянки (см.пункт 6)

16. Далее оформим наши странички. Сначала “отчеканим” нужный текст на обложке. Для этого нам понадобятся набор штампов для чеканки по металлу “ELVAS” NMH-02 (английский алфавит) и молоток для чеканки “ELVAS” MSH-01

Читать еще:  Как очистить медь от изоляции

17. Важно заранее определить, сколько места займет текст на страничке и какое расстояние нужно будет выдержать между буквами.

Отчеканим первую букву. Удар должен быть сильным. Если вы не уверены, что отпечаток будет отчетливым, сделайте повторный удар.

Внимание: ни в коем случае не убирайте чекан от металла между ударами, иначе можно испортить всю работу.

Чеканка своими руками

Автор: babarub.ru · Опубликовано 11.11.2018 · Обновлено 22.11.2018

Поделитесь с друзьями:

Что такое чеканка? Это один из видов декоративно – прикладного искусства — рельефные, эксклюзивные картины, выполненные на металле в определенной технике.

Чеканка в художественном исполнении будет очень хорошим украшением вашего интерьера притом, если она будет сделана своими руками. При большом желании, терпении и усидчивости сама работа доставит вам большое удовольствие, а изделие будет красоваться на стене долгие годы.

Чеканка своими руками, если вы решили сделать картину в подарок, то она тоже будет иметь немалую ценность, как ручная работа. Но для начала все же следует начать с простой, несложной картины, чтобы освоить технику выполнения и набить руку.

Какой использовать металл

Немного о металле, на котором будет выполняться картина. Дело в том, что одна и та же картина на разном металле будет получаться по-разному, происходит это оттого, что разное железо тянется по-разному.

Для картины лучше всего подойдет латунный, алюминиевый или медный лист, но следует отметить, что медь вытягивается лучше, отчего картины получаются более объемные, что лучше всего подходит для художественной чеканки.

Оцинкованное железо вытягивается хуже, соответственно рисунок получится менее объемный, поэтому таким способом лучше оформлять фасады – карнизы, водосточные трубы и фрагменты кровли.

Выполнение художественной чеканки

Чеканка своими руками — выполнить художественную чеканку в домашних условиях не сложно, но для этого потребуется материалы, инструменты, а также желание, терпение и усидчивость.

Для работы вам понадобятся:

  • Лист алюминия толщиной 1 мм.
  • Резиновый лист и фанера — размером 500 х 500 толщиной 1 см.
  • Два чекана – контурный и объемный, которые можно сделать самостоятельно.
  • Молоток.
  • Пластилин.
  • Копировальная бумага.
  • Эскиз.

Процесс работы

Чеканка своими руками, перед тем как приступите к работе, следует подготовить металл, чтобы он стал мягким и податливым, накалите лист до красноты, но не переусердствуйте, иначе он может просто расплавиться. После нагрева металл опускается и становиться более эластичным, что способствует лучшему вытягиванию рельефа.

Когда металл готов, положите его на резину, перенесите четкий рисунок с помощью копировальной бумаги, если нежно усильте контур с помощью карандаша или фломастера. Затем прокатайте пластилином, это нужно для создания жирной поверхности, что способствует лучшему скольжению инструмента.

Теперь определите, какие контуры вы будете тянуть с лицевой стороны, а какие с изнаночной. Начните чеканить с лицевой стороны картины, а затем переверните лист и, ориентируясь по проведенным линиям, начинайте вытягивать изнаночный контур, если ориентировки недостаточно, то нанесите дополнительные линии изнаночных фрагментов.

Чеканка своими руками, когда проведете все контурные линии с обеих сторон, можно приступать к вытягиванию основного объема. Тут вы уже ориентируйтесь, визуально определяя, где и сколько надо вытянуть и дополнить объем и насколько это позволит пластичность металла.

Когда работа закончена, и общий вид рисунка вас устраивает, уложите картину лицевой стороной на лист фанеры и придавите ого по всей плоскости. Посмотрите на результат, при необходимости доделайте, что считаете нужным и повторите процедуру. Если вас все устраивает, то можно приступать к тонировке.

Тонировка картины

Есть несколько способов тонировки алюминия.

  1. Возьмите кусок бересты, подожгите его и закоптите поверхность картины. Затем натрите керосином и покройте лаком.
  2. Нанесите тонкий слой олифы с лицевой стороны картины и начинайте прогревать лист с изнаночной стороны, держа его над огнем. Здесь следите, насколько следует затемнять тон, держите недолго – светлое затемнение, если нужно темнее, то соответственно держите над огнем дольше. После того как нужные тона достигнуты, покройте поверхность лаком.

Видео Чеканка своими руками

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector