Сувениры на токарном станке по дереву

Сувениры на токарном станке по дереву

В прошлом году свекровь подарила мне деревянную декоративную тарелку. Так получилось, что с коробки ценник она отодрала, а на самой тарелке, точнее на подставке для нее. Так вот цена этой простой тарелки – 200 зеленых. Куплена была на выставке, так как свекровка моя – человек искусства (гончар), на выставках она бывает часто.

Я дерево и все, что из него сделать можно – очень люблю. Материал, от которого исходит какое-то необъяснимое тепло и уют. Жалею, что стены дома – не деревянные, и по возможности использую дерево для ремонтов и обустройства.

Недавно смотрела вечером передачу на общественном телевидении “Simple Living”. В этой программе рассказывается о людях, зарабатывающих себе на хлеб любимыми занятиями, в основном творческие люди, но и фермеры, огородники -тоже. В последней программе показывали две семьи, где, в одной из поколение в поколение передается опыт работы со стеклом (уникальные штуки делают), в другой – о потомственных токарях, которые отошли от производства мебели и лестничных балясин, и занялись настоящим творчеством. Тут его называют wood turning (это если кто инфу искать будет), в дословном переводе – деревовращение.

Токарный станок, набор резаков и стамесок, шлифовальные принадлежности, фантазия – и в итоге получаются шедевральные вещи – предметы интерьера и отличная посуда.

Дизайн – самый разнообразный, материалы тоже. Так как у нас тут с деревом напряженка (в смысле дерево есть, но стоит не дешево), используют “деревовращатели” в основном упавшие после ураганов деревья, поваленные деревья в лесу. Болванка (полено) может быть не идеального качества, а наоборот ценится дерево с изъянами – дупла, изменение цвета, необычный рисунок, сучкИ.

Изделия есть простые, есть с резьбой и выжиганием

Можно использовать различную древесину, склеенную в одну болванку.

Кроме чисто дерева, используют комбинацию дерева (как правило небольшого диаметра, ветки, верхушки) и специального эпоксидного состава – эти, пожалуй, мои любимые

Комбинацию черной отвердевающей смолы и дерева используют не только для “вращения” но и создают интересную мебель – очень стильную и современную

.

Вариантов для вращения – сколько позволит фантазия. У нас на портале – очень много талантливых, “рукастых” людей. Мне кажется, что данное искусство – неплохой способ заработать в деревне. Деревенским оно, конечно, может и не надо (хотя, почему нет), а вот продавать через инет, или в город. Такой бизнес должен быть вполне успешным. Во всяком случае, тут у нас очень ценятся любые вещи сделанные руками, даже если стоит это ого-го.

Творческий проект по технологии “Токарные изделия”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Обоснование выбора темы

На уроках технологии в школе мы учимся токарным работам. Наши любимые объекты труда—сувениры, потому что они приносят радость окружающим и являются отличным подарком в любой ситуации.

Нам нравится делать для дома вещи своими руками. Токарные изделия идеально вписываются в интерьер дома и приносят частичку быта наших предков.

Мы решили сделать токарные сувениры из древесины берёзы и рябины.

Кубок, солонка и пасхальное яйцо—украсят любой дом и будут идеальными подарками в пасхальные праздники.

Цель : Сделать токарные сувениры.

Задача: Разработать и выполнить проект—сувениров, используя технологию токарной обработки древесины.

Рис.1 Токарные сувениры.

План организации по изготовлению токарных сувениров.

История токарного дела.

В России токарные станки стали использоваться с X века. Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоёмкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперёк волокон. Этот способ точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины.

Затем появились станки, приводимые в движение ногой. У таких станков имелась специальная педаль, на которую нажимали в процессе работы. Кривошипный механизм поступательное движение преобразовывал во вращательное, которое передавалось с помощью ременной передачи на шпиндель станка (рис.2).

Читать еще:  Виды наждачной бумаги для дерева

Рис.3 Станок с лучковой передачей

Иногда для вращения станков использовали воду. Например , в заволжских лесах на небольших речках в XVII – XVIII веках строили токарные мастерские для изготовления деревянной посуды. Токарный станок позволяет сравнительно легко и быстро вытачивать различные тела вращения, при этом достигается высокое качество обработки поверхностей. Токарным ремеслом занимались почти по всей России: в Нижегородской области, в Полхов-Майдане, под Москвой в сёлах Перхушково, Жаворонки, в Сергиевском Посаде, в других уголках нашей страны. Из древесины точили веретена, шахматы, шашки, бочонки для лото, матрёшки, деревянные яйца (писанки). Повсеместно использовалась деревянная посуда.

Рис.4 Шахматы Рис.5 Игрушки Рис.6 Набор посуды

При помощи токарного станка делали игрушки для детей: сборные из отдельных кружков горки (пирамиды), деревянные шары. С появлением новых материалов производство игрушек выделилось в отдельную отрасль, а токарные производства перешли на точение игрушек—сувениров. Несмотря на увлечение игрушкой—сувениром, точёная деревянная игрушка, предназначенная для игры, не ушла в прошлое. Например, в районе старых токарных промыслов, недалеко от подмосковного Подольска, в посёлке Шишкин лес организован Центр дополнительного образования детей «Бабенская игрушка». Здесь учат детей ремеслу и искусству: точат игрушки и выточенные изделия расписывают (рис.7).

Рис.7 Точеные игрушки

Токарная обработка способна наилучшим образом выявить природную текстуру древесины. Во время обточки её слои обрезаются резцом под различными углами. В результате появляется неповторимый узор, подчёркивающий форму предмета, который даже без резьбы и росписи может служить самостоятельным декором деревянного изделия. Для точения можно использовать любую древесину как лиственных, так и хвойных пород. Обычно мастер выбирает древесину, наиболее подходящую для решения конкретных художественных задач. Например, если изделие в последующем будет расписываться, то используют древесину со слабовыраженной текстурой—осина, берёза. Если нужно показать природный рисунок, то точат из сосны или ели. Красивые ажурные изделия можно выточить из древесины твердых пород: берёза, рябина, яблоня.

На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивания большого количества одинаковых деталей применяют токарные автоматы и полуавтоматы. Но художественные декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Обрабатывать лучше хорошо высушенную древесину, которая при полировке не даёт ворса.

Эскизы альтернативных изделий

Банк идей и предложений

1) Расписная токарная тарелка. Для её выполнения нужно владеть навыками росписи по дереву, а мы роспись ещё не освоили так хорошо.

2) Сувенир—бычок. Интересная поделка, но она не может использоваться как пасхальный сувенир.

Творческий проект по технологии “Токарные изделия”

Обоснование выбора темы

На уроках технологии в школе мы учимся токарным работам. Наши любимые объекты труда—сувениры, потому что они приносят радость окружающим и являются отличным подарком в любой ситуации.

Нам нравится делать для дома вещи своими руками. Токарные изделия идеально вписываются в интерьер дома и приносят частичку быта наших предков.

Мы решили сделать токарные сувениры из древесины берёзы и рябины.

Кубок, солонка и пасхальное яйцо—украсят любой дом и будут идеальными подарками в пасхальные праздники.

Цель : Сделать токарные сувениры.

Задача: Разработать и выполнить проект—сувениров, используя технологию токарной обработки древесины.

Рис.1 Токарные сувениры.

План организации по изготовлению токарных сувениров.

История токарного дела.

В России токарные станки стали использоваться с X века. Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоёмкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперёк волокон. Этот способ точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины.

Затем появились станки, приводимые в движение ногой. У таких станков имелась специальная педаль, на которую нажимали в процессе работы. Кривошипный механизм поступательное движение преобразовывал во вращательное, которое передавалось с помощью ременной передачи на шпиндель станка (рис.2).

Читать еще:  Пазорез ручной по дереву

Рис.3 Станок с лучковой передачей

Иногда для вращения станков использовали воду. Например , в заволжских лесах на небольших речках в XVII – XVIII веках строили токарные мастерские для изготовления деревянной посуды. Токарный станок позволяет сравнительно легко и быстро вытачивать различные тела вращения, при этом достигается высокое качество обработки поверхностей. Токарным ремеслом занимались почти по всей России: в Нижегородской области, в Полхов-Майдане, под Москвой в сёлах Перхушково, Жаворонки, в Сергиевском Посаде, в других уголках нашей страны. Из древесины точили веретена, шахматы, шашки, бочонки для лото, матрёшки, деревянные яйца (писанки). Повсеместно использовалась деревянная посуда.

Рис.4 Шахматы Рис.5 Игрушки Рис.6 Набор посуды

При помощи токарного станка делали игрушки для детей: сборные из отдельных кружков горки (пирамиды), деревянные шары. С появлением новых материалов производство игрушек выделилось в отдельную отрасль, а токарные производства перешли на точение игрушек—сувениров. Несмотря на увлечение игрушкой—сувениром, точёная деревянная игрушка, предназначенная для игры, не ушла в прошлое. Например, в районе старых токарных промыслов, недалеко от подмосковного Подольска, в посёлке Шишкин лес организован Центр дополнительного образования детей «Бабенская игрушка». Здесь учат детей ремеслу и искусству: точат игрушки и выточенные изделия расписывают (рис.7).

Рис.7 Точеные игрушки

Токарная обработка способна наилучшим образом выявить природную текстуру древесины. Во время обточки её слои обрезаются резцом под различными углами. В результате появляется неповторимый узор, подчёркивающий форму предмета, который даже без резьбы и росписи может служить самостоятельным декором деревянного изделия. Для точения можно использовать любую древесину как лиственных, так и хвойных пород. Обычно мастер выбирает древесину, наиболее подходящую для решения конкретных художественных задач. Например, если изделие в последующем будет расписываться, то используют древесину со слабовыраженной текстурой—осина, берёза. Если нужно показать природный рисунок, то точат из сосны или ели. Красивые ажурные изделия можно выточить из древесины твердых пород: берёза, рябина, яблоня.

На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивания большого количества одинаковых деталей применяют токарные автоматы и полуавтоматы. Но художественные декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Обрабатывать лучше хорошо высушенную древесину, которая при полировке не даёт ворса.

Эскизы альтернативных изделий

Банк идей и предложений

1) Расписная токарная тарелка. Для её выполнения нужно владеть навыками росписи по дереву, а мы роспись ещё не освоили так хорошо.

2) Сувенир—бычок. Интересная поделка, но она не может использоваться как пасхальный сувенир.

Способы сушки древесины для токарных работ

Древесина издавна использовалась народными умельцами для изготовления мебели, предметов быта и декоративных изделий. Изначально мастера обрабатывали древесину вручную, позже процесс был механизирован.

Одним из первых способов механизированной обработки дерева является точение — удаление избыточного материала путем срезания. Такая операция производится на токарных станках, суть работы которых состоит в перемещении режущего инструмента относительно заготовки, вращающейся вокруг оси, и срезании стружки нужной толщины.

Токарные станки позволяют получать симметричные изделия с законченной формой. Они повсеместно используются на крупных предприятиях и в домашних мастерских.

Выбор древесины для токарной обработки


Прежде чем приступить к точению задуманного изделия, нужно выполнить подготовительные работы: выбрать подходящий материал и высушить его.

Для токарных работ лучше всего подходят плотные мелкослойные породы древесины. Желательно, чтобы материал не имел дефектов: трещин, выпадающих сучков, просмолок и проростей. А вот свилеватость и косослойность, обычно считающиеся дефектами, при обтачивании не являются проблемами. Напротив, ввиду того что свилеватая древесина с трудом раскалывается, ее часто используют для изготовления киянок и рукоятей.

Для точения пригодны практически все породы дерева, но лучше всего при обработке ведут себя береза, ольха, бук, клен, орех, груша, липа и граб, а вот сосна, дуб, ель и ясень немного похуже. Идеальны для токарных изделий груша и яблоня, особенно дикие породы. Древесина этих деревьев легко обрабатывается и хорошо полируется. На нее отлично ложится краска.

Читать еще:  Рукоятки для ножей из дерева своими руками

Красивые игрушки и сувениры выходят из осины, липы, карельской березы и ильмы. Из них можно вытачивать посуду и декоративные изделия. Из древесины ореха хорошо получаются мелкие предметы: пудреницы, шкатулки, оправы. А для создания интерьерных декоров лучше всего использовать породы, имеющие красивую текстуру — грецкий орех, дуб, можжевельник, кедр, красное дерево, сосну.

В мебельном производстве широкое распространение получили бук, граб, ольха, клен, самшит и карельская береза.

Способы сушки древесины


Определившись с видом древесины, нужно побеспокоиться о ее подготовке — правильно высушить, чтобы готовое изделие не растрескалось и служило долго верой и правдой. Можно купить готовый материал, высушенный в промышленных условиях, или заняться его подготовкой лично. Если хочется сделать все самостоятельно, нужно быть готовым к тому, что сушка — это длительный процесс, от качества проведения которого будет зависеть итог всей работы.

Когда речь идет о подготовке материала для последующей токарной обработки существует два пути:

  • сделать грубую заготовку из сырого материала и высушить ее;
  • первоначально высушить материал, а затем создавать изделие.

Некоторые мастера идут по первому пути, они предпочитают точить грубые заготовки из сырого дерева, оставляя припуски на усушку, затем ждать пока они высохнут, а потом проводить финальную обработку. Такой процесс протекает быстрее, чем первоначальная сушка полена, но он не лишен недостатков: во-первых, случаются «жертвы» — после высыхания могут появиться трещины в заготовке, а во-вторых, мастер лишен возможности после обработки на станке сразу отшлифовать и покрасить изделие.

Грубые заготовки мастера, как правило, сушат, оборачивая их в газетную бумагу, которая впитывает влагу, а затем в полиэтиленовую пленку. Менять газеты нужно раз в два дня, чтобы через месяц получить результат. Подходит для сушки небольших заготовок и микроволновая печь, главное, выбрать минимальный уровень мощности или выставить режим разморозки.

Но все же точить сухую древесину приятнее и проще, чем влажную, поэтому многие мастера предпочитают сначала сушить материал, а затем приступать к токарной обработке, шлифовке и покраске.

Самостоятельно можно высушить материал естественным путем и ускоренными методами.

Естественная сушка


Достоинствами естественной сушки являются простота проведения процедуры, а также отсутствие финансовых затрат. Сушить дерево следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении, сложив в штабель. Между заготовками нужно положить брусочки, чтобы обеспечить вентилируемые просветы. Во избежание образования трещин торцы бревен следует покрыть смолой или маслом.

К сожалению, в домашних условиях не всегда можно выделить под сушку подходящее помещение, особенно если речь идет о большом количестве заготовок. Но основным недостатком такого способа сушки является его длительность: потребуется ждать 2-3 года, пока материал полностью высохнет.

Сушка ускоренными методами


Ускоренные методы предполагают:

  • инфракрасную сушку;
  • сушку в специальном сушильном шкафу;
  • вымачивание заготовок в горячей воде и натирание солью.

Инфракрасная сушка

Использование для подготовки материала инфракрасных кассет позволяет предотвратить возникновение внутренних напряжений в древесине и сократить процесс сушки до одного дня. Такая сушка пригодна для любого объема пиломатериалов и может проводиться как в помещении, так и на открытом воздухе.
КУПИТЬ Бескамерную инфракрасную сушилку для сушки древесины

Сушка в сушильном шкафу

Сушильный шкаф можно изготовить самостоятельно, сколотив его из досок, подойдет и обычный фанерный шифоньер. Снизу нужно установить тепловентилятор мощностью около 2 кВт, а сверху проделать отверстия для вентиляции. В таком шкафу заготовки будут сохнуть от трех дней до двух недель в зависимости от вида древесины.

Вымачивание и натирание солью

Этот способ предполагает вымачивание заготовки в горячей воде в течение нескольких минут (3-5 мин), а затем интенсивное натирание солью крупного помола. После такой обработки деревянная заготовка должна просохнуть при комнатной температуре около недели, желательно в подвешенном виде. Затем с ней можно будет продолжать работать. Метод хорош, но для больших объемов материала непригоден.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector